119049, МОСКВА, (СТ. МЕТРО «ОКТЯБРЬСКАЯ»)
КАЛУЖСКАЯ ПЛ, Д. 1
ТЕЛ. 8(499) 230-00-93     Доступная среда

КОНТАКТЫ  ВРЕМЯ РАБОТЫ  КАК ПРОЙТИ


              Новости на E-mail
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Онуфриева Виктория Владимировна

Пять прекрасных лет

 

Пять жизнерадостных, пять наполненных смыслом жизни, пять насыщенных удивительными событиями и незабываемыми встречами лет. Активных и бурных лет самопознания и самовыражения. Пять необыкновенных лет сопричастности, сотворчества, созидания и сотоварищества. Их было пять. Всего пять…… проведенных в стенах Российской государственной детской библиотеки.

 

Разрешите представиться. Онуфриева Виктория Владимировна. Музыкант по образованию, просветитель и философ по призванию. В Российскую государственную детскую библиотеку на должность библиотекаря меня привел случай и семейная преемственность. С раннего детства меня окружала атмосфера книг и разговоров о литературе и писателях. В доме была достаточно большая библиотека. В семье даже был профессиональный библиотекарь и библиограф, моя любимая тетя, Онуфриева Виктория Яковлевна, получившая образование в Московском институте культуры в 60-х годах, работавшая в областных и краевых библиотеках и читавшая лекции на кафедрах институтов культуры Ставрополя, Тамбова и Харькова.

 

С раннего детства мне запомнились фамилии Маршака, Чуковского, Барто, хотя их детские стихи я не очень хорошо понимала. Кстати, детский поэт Александр Екимцев, ученик Якова Акима, подарил мне, маленькой девочке, с дарственной надписью книгу стихов Агнии Барто из своей библиотеки, которая хранится у меня до сих пор. А с Яковом Акимом и с его очаровательной женой Анной Мироновной мне представилось познакомиться позже, через 30 лет, когда я стала сотрудником РГДБ.

 

Итак, 90-е годы. Трудное время. Время шатания и разбора. Время работы «за так», время отсутствия систематических денежных выплат, время личной ненужности и неприкаянности. Время неуверенности в завтрашнем дне.

 

Вот в такое время, с 5-летней дочкой на плече, я пришла работать в Российскую государственную детскую библиотеку в отдел кинофонофотодокументов, позднее я перешла работать в отдел искусства. Пришла, попросила и оказалась ко двору - меня приняли. Я была очень довольна, что получила работу в прекрасной, большой и красивой библиотеке, гордилась, что иду по стопам своей тети и буду работать с очень образованными, культурными и интеллигентными людьми, с профессиональными библиотекарями, и в душе надеялась стать в один ряд с ними.

 

Я была также довольна, что работа государственная, а не в частной фирме, что зарплата хотя и маленькая, но стабильная, и еще кормили обедом – что было в то время очень немаловажным фактором.

 

И вот, день за днем, начались мои рабочие будни. Будни, которые были для меня праздником. Да! Я помню, что я ходила, точнее «летела», на работу как на праздник. Такого чувства я в жизни больше не испытывала. Но это ощущение я привнесла потом в свой жизненный опыт: идти на работу как на праздник.

 

Что же мне хотелось бы сказать о Российской государственной детской библиотеке? Кратко и весомо.

  1. РГДБ - это Большой Дом для детей. Живой, Яркий, очень подвижный.
  2. РГДБ – это Большой Дом для сотрудников, потому что их очень много, и очень большое время они там находятся (буквально).
  3. РГДБ – это своеобразная Матрица Мира, через которую происходит приобщение детей к Миру. Да и самих взрослых, родителей ли, сотрудников ли, возраст не имеет никакого значения. Имеет значение лишь «связка»: ребенок-взрослый человек-Мир.
  4. РГДБ - это большой научно- исследовательский институт, где вместе, в одной творческой лаборатории, работают ученые – библиографы, педагоги, психологи, искусствоведы, театроведы, киноведы, музыковеды, философы, филологи, переводчики, художники, историки, краеведы, музейщики, программисты, реставраторы, дизайнеры, каллиграфы. Это, образно говоря, огромный «пчелиный рой», в котором каждый выполняет строго определенную работу, и каждый отдел, каждый сотрудник библиотеки является органичным звеном в сотворчестве и в общем созидании общего дела.
  5. РГДБ – это место, где живет Книга – уникальное создание человечества. Место, куда книгу принимают, определяют ее принадлежность и местоположение, где ее реставрируют, где ее хранят для будущих поколений.
  6. РГДБ – это место уникальных встреч, знакомств, бесед с творческими людьми, с известными писателями, поэтами, музыкантами, художниками, артистами, историками и многими другими, без чего невозможно воспитание и питание Души человека.

 

ХХХ

 

О сотрудниках того времени хочется образно сказать, как о «Стае Больших Крылатых Птиц». Попав в такое сообщество, интуитивно чувствуя «высокую планку», невозможно было работать «спустя рукава». Наоборот, бок о бок с такими людьми: умными, эрудированными, целеустремленными, высоко профессиональными - возникало чувство собственной значимости, внутренней дисциплины, ответственности за ту работу и доверие, которое было возложено на тебя.

 

Общение с такими людьми для меня было уроками возмужания, приобретения подлинного жизненного опыта и ощущения себя неотъемлемой частью этой «большой стаи», о которой словами Р. Киплинга можно сказать: “Мы с тобой одной крови…”.

 

Чувство восхищения, уважения, благодарности, гордости, сопричастности чему-то очень серьезному, большому и нужному людям, я чувствую и сейчас, вспоминая многих из этих уникальных людей: Сорочкину А.И., Потомкину И.Н., Курилина В.В., Милицкую В.В., Новофастовскую Л.И., Батамирову А.В., Крупнову И.В., Бабурову Н.П., Соколову Р.А., Кузьменкову Е.М., Мирошкину Н.П., Рыжикову Е.О., Рысину Г.М., Лушельскую А.М., Смоляка Г.Л., Смоляк А.Я., Рощину Г.В., Линкову И.Я., Колтунову Л.Н., Мещерякову Г.М., Бродского М.А., Кабачек О.Л., Винокурову Л.А., Бачалдина Б.Н., Жаркову Л.М.

 

Мир Мечтателей, верящих в Чудо и творящих его – это отдельная часть сотрудников РГДБ. Люди, которые погружены в практическую работу с детьми, их родителями и учителями, которые постоянно держат руку «на пульсе» своих всё вновь прибывающих питомцев, готовые всегда сотворить для них Чудо из простых и понятных вещей, помочь им адаптироваться в окружающем их мире, увидеть в простых вещах и делах Чудо и волшебным образом самим сотворить новые чудеса. Низкий поклон, слова теплой признательности и добрые пожелания Наталье Петровне Мирошкиной, Елизавете Олеговне Рыжиковой, Галине Михайловне Рысиной, Вере Владимировне Милицкой и Ладе Игоревне Новофастовой.

 

Мир Книг – это по сути своей Мир Слов. Уникальная и ювелирная работа происходит в творческих лабораториях этих людей, когда медленно, шаг за шагом, большие люди помогают маленьким людям войти в мир звуков, слов. Ожившие строки рождают образы. Оживают мир звуков, мир красок, мир линий и форм, мир пластики, мир танца, мир театра, мир архитектуры и пр. Позднее приходит умение пользоваться знаниями и выражать себя в этих мирах, в различных творческих проявлениях: живописи, музыке, танце, театральном искусстве и архитектуре. И все это не выходя из стен детской библиотеки. А пока… внимание… Чудо. Вот оно! Рождается сиюминутно под чутким руководством все тех же мечтателей - романтиков с серьезными лицами и добрыми глазами.

 

ХХХ

 

Отдельные слова хочется сказать в добрую память о Лидии Михайловне Жарковой.

 

Почему-то сразу приходит в голову странная аллегория – кариатида.

 

На первый взгляд образ Лидии Михайловны – небольшой, невысокой женщины с тихим, спокойным голосом, с улыбкой на устах - никак не вяжется с образом кариатиды. Но это на первый взгляд. Память не унимается… и вот… всплывают три имени, три жизни, три женщины-директрисы: Маргарита Рудомино, Ирина Бахмутская, Лидия Жаркова – три легендарных Кариатиды советского библиотечного дела. Каждая из которых несла на своих плечах судьбоносный крест, каждая из которых стояла у истоков библиотечного дела, и каждая из которых внесла особый вклад в создание и жизнеспособность «своих» библиотек: «Иностранки», «Юношеской» и «Детской».

 

Быть директором Российской государственной детской библиотеки со дня ее основания с молодых лет до преклонной старости. Что это? Мужество, бремя, особый талант или призвание? Я вспоминаю Лидию Михайловну, и у меня возникает целый ряд качеств: стратег и тактик, мощнейший организатор с мужской хваткой и проникновенная женщина, «хранительница своего Дома, Очага, Семьи…». Она - царствующая Львица, нервно и чутко следящая за жизнью львиного прайда, вникая во все детали жизни, созидая и сокрушая, возвышая и низвергая, спасая и защищая, определяя настоящее и будущее всей своей «семьи».

 

А вот еще … Просто Лида, Лидуша, Лидия - женственная, милая, с искринкой в улыбке, с истинно русской душой, гордая и неприступная, милая и радушная, щедрая и любящая все родное, русское. Такой я запомнила Лидию Михайловну Жаркову в день ее 75-летия в «Барыне», которую она исполняла для всех нас, - вольной, искрометной и счастливой.

 

ХХХ

 

Недавно я вернулась из Непала, маленького королевства, недалеко от Индии. Вот где привелось «расправить крылья», посвятив 10 лет жизни этой стране. Я делала простые дела: читала людям русские книги, рассказывала о России, о русской музыке, о русской истории, неся просвещение людям в чужой далекой стране. Там, на чужбине, я всегда осознавала, что я часть Великой Страны, Великой Эпохи, где «Человек – это звучит гордо», и была бесконечно благодарна судьбе за те умные, хорошие и подлинные уроки, которые я усвоила в те прошедшие Пять Прекрасных Лет. В Родном Доме - Российской государственной детской библиотеке.