fbpx
.
logo
Российская государственная детская библиотека
8(499) 230-00-93
Москва, Калужская пл, д. 1
rgdb head image 1 rgdb head image 2 rgdb head image 3 rgdb head image 4

19 и 20 марта 2020 года в Российской государственной детской библиотеке в дистанционном формате состоялось заседание научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики», организованное РГДБ совместно с Российской национальной библиотекой и Российской библиотечной ассоциацией.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Заседание научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» в РГДБ.

 

Заместитель директора РГДБ по науке и издательской деятельности, кандидат педагогических наук Ольга Мезенцева отметила, что социологические и психолого-педагогические исследования являются незаменимым источником информации о культурных, образовательных, информационных потребностях общества. Она также напомнила, что по итогам заседания Совета по русскому языку при Президенте РФ Правительству поручено принять меры по утверждению, финансированию и реализации Программы поддержки детского и юношеского чтения, о чем необходимо доложить до 15.04.2020.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Юлия Мелентьева и Ольга Мезенцева.

 

Научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики, доктор психологических наук, профессор Катерина Поливанова обратила внимание на то, что в новой социальной реальности современные родители представляют собой очень разнородную группу, которая сильно зависит от медиа. Эта группа довольно тревожная и неуверенная в безопасности собственных детей. При этом современные родители имеют ресурсы, это образованная группа с новыми приоритетами, подверженная моде, поэтому чтение должно стать модным.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Елена Колосова и Катерина Поливанова.

 

Руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук Галина Ковалева представила результаты формирования читательской грамотности российских школьников по материалам последних международных исследований PISA и PIRLS. Так, например, согласно результатам PIRLS, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования. В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия: с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году. Вместе с тем, число российских детей, которые не любят читать с 2011 года уменьшилось на 3%. Согласно данным исследования PISA-2018, российские 15-летние учащихся занимают 31-е место (в 2015 – 26-е). 32% учащихся читают художественную литературу по собственному желанию несколько раз в месяц, еще пятая часть читает примерно раз в месяц, несколько раз в неделю читает почти четверть школьников (23%). Миллениалы чаще, чем старшие поколения, говорят, что библиотеки помогают им искать достоверную информацию, учиться новому и принимать обоснованные решения.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Елена Колосова, Катерина Поливанова и Галина Ковалева.

 

Директор по работе с органами государственной власти Всероссийского центра изучения общественного мнения Кирилл Родин сообщил, что в России доля читающих книги остается стабильной и составляет более половины всех опрошенных – 53%, среди них более активными читателями являются женщины (59% против 46% мужчин). Если говорить о возрастной группе, то молодежь читает активнее людей старшего возраста: 83% читателей – молодые люди в возрасте 18-24 лет. Отношение россиян к книге, как лучшему подарку, остается стабильным – об этом заявили 73% опрошенных. Чаще всего респонденты заявляли о том, что подарили бы книги своим детям (51%).

Заместитель председателя Научного совета по проблемам чтения РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Юлия Мелентьева заметила, что в связи с возникновением так называемого «цифрового чтения» существует насущная необходимость пристального изучения всех его видов – от чтения гипертекстов до чтения СМС-сообщений. По её мнению, помимо социологов и психологов важно учитывать мнения физиологов, которые должны включить цифровое чтение в сферу своих научных интересов.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Кирилл Родин, Юлия Мелентьева и Ольга Мезенцева.

 

Профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук Нина Селиверстова представила методику изучения чтения на материалах популярной книги Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, кандидат культурологии Наталья Самутина рассказала о востребованном сегодня в молодежной среде жанре - японских комиксах манга.

Заведующая Центром чтения РНБ, председатель секции по чтению РБА Вера Ялышева, ведущий методист Центра чтения РНБ Анна Степанова и сотрудники отдела социологии психологии и педагогики детского чтения РГДБ Елена Колосова, Вера Чудинова и Александра Губанова провели семинар, на котором были представлены методики работы с базой данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», в которой собираются материалы исследований библиотек. Были представлены основные требования для размещения материалов исследований в этой базе и перечислены наиболее распространенные ошибки в заполнении анкет. Базу данных РГДБ составляет совместно с Российской национальной библиотекой, начиная с 2014 года.

 

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» Ольга Мезенцева, Елена Колосова, Александра Губанова и Вера Чудинова.

 

В рамках заседания состоялся мастер-класс «Новые технологии на службе библиотечного исследователя», на котором были освещены современные методы социологических исследований, преимущества и ограничения применения онлайн-опросов в библиотечной работе при изучении детей и подростков.

Полная видеозапись заседания лаборатории размещена на сайте отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ. Участники лаборатории также могут направить свои материалы для размещения на сайте.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой секционные заседания Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» продолжат работу в заочном формате.