.

3 апреля 2020 года на YouTubе-канале Российской государственной детской библиотеки смотрите выступление ведущей семинара Российской государственной детской библиотеки «Точка отсчета» для молодых писателей. Ведущая Анна Золотарева – поэт, переводчик.

РДГБ проводит этот ежемесячный семинар с целью обучения литературному мастерству молодых писателей, открытия новых имен в детской литературе и продвижения их произведений к читателю.

 

 

В рамках работы семинара к молодым литераторам обратился Станислав Востоков – детский писатель, книги которого, без сомнения, составляют золотой фонд современной литературы о животных. Он – лауреат почетного диплома IBBY, а также других литературных премий, среди которых «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книгуру», премия им. Самуила Маршака, премия им. Корнея Чуковского и другие.

 

Станислав ВостоковСтанислав Востоков

 

 Что бы я посоветовал молодым писателям, если бы сам был старым и маститым

 

«Да, я не старый и не маститый, но, тем не менее, застал три периода жизни постсоветской детской литературы. Они были очень разные. Если в девяностые издать книгу молодому автору было почти невозможно – тогда писатели и художники в основном публиковались в разнообразных журналах, которые расцветали и увядали необыкновенно быстро – то в нулевые возникли издательства, заинтересованные в новых авторах. А в десятых уже появилась уверенность – если рукопись хорошая, её точно опубликуют.

Но как узнать, хороша ли рукопись? Саму автору это трудно определить. Мне, например, трудно. Чтобы понять, получилось или нет, мне нужно, отложить рукопись на довольно длительное время. Но ведь и времени терять не хочется! Поэтому обычно я прошу почитать рукопись кого-нибудь из знакомых писателей или критиков, вкусу которых доверяю. Причём старюсь выбирать тех, кто наиболее жёсток в оценках, потому что главное для меня – найти недочёты и исправить их. Если несколько человек сказали, что рукопись хороша, значит, она действительно хороша. Если кто-то похвалил, а кто-то поругал, вероятно, её надо «дотягивать». Ну, а если все поругали, или, скажем иначе, не похвалили, то нужно задуматься – может, этой рукописи не следует давать ход? Впрочем, я знаю нескольких писателей, которых чужое мнение не особо интересует, они каким-то чутьём сами угадывают, получилось или нет, и при этом неудачных книг у них почти не бывает. Удивительно! Однако такие писатели – большая редкость.

Если вы ещё не обросли знакомыми литераторами и опробовать рукопись не на ком, можно отправить её на семинар детских писателей при Фонде Филатова (его ведут Марина Бородицкая и Валерий Воскобойников) или на фестиваль «Молодые писатели вокруг «Детгиза»» (там семинары ведут Михаил Яснов, Сергей Махотин и тот же Валерий Воскобойников). Ещё пример – у меня вторая книга в жизни вышла благодаря знакомству на детском семинаре с командой критиков – Алексеем Копейкиным, Марией Порядиной и Ксенией Молдавской. А с изданием третьей книги мне помог Эдуард Успенский, который тогда вёл детский семинар. Когда издатель позвонил Успенскому с просьбой указать молодых и способных, Эдуард Николаевич меня не забыл, за что ему спасибо. Все мэтры на упомянутых семинарах – люди замечательные, и я даже не берусь посчитать, сколько новых, интересных книг вышло благодаря их усилиям, упорству и беседам с издателями.

Но вот мы выяснили, что рукопись, как говорится, годная. Что дальше? Если пока ещё нет знакомых издателей, которые уже знают про вас от мэтров или других экспертов, лучше всего подать рукопись на конкурс «Книгуру» или на Премию имени Владислава Крапивина. Большинство победителей этих конкурсов было замечено и опубликовано издателями.

Конечно, можно просто отправить рукопись в издательство по электронной почте, но есть большая вероятность, что её не прочитают, потому что в издательства самотёком приходит огромное количество рукописей, и познакомиться со всеми физически невозможно. Я это испытал на собственном опыте – задолго до того, как Успенский сказал обо мне знакомому издателю, я уже отсылал тому свои тексты, но безрезультатно – в издательстве их никто не читал, потому что не было рекомендации эксперта.

Конечно, случается, что и рукописи из самотёка попадают в издательский план, но всё-таки это бывает редко, и рассчитывать на удачу я бы тут не стал.

Ещё мне хотелось бы поделиться мыслями о том, как выбрать тему для книги. Разумеется, нужно писать про то, что знаешь и любишь, тут и обсуждать нечего. Но как воспримет вашу любимую тему читатель? Не знаю, как в других странах, но в нашей детской литературе отчётливо прослеживаются жанровые волны. В девяностые, когда большинство писателей могло публиковаться только в журналах, было время коротких, смешных рассказов (вспомним Сергея Седова, Юрия Вийру, Олега Кургузова). Во второй половине нулевых возникла усталость от такого рода литературы, и в моду вошли подростковые проблемные повести (Дина Сабитова, Евгения Басова, Дарья Вильке). Это направление задавало тон на полтора десятка лет, но, кажется, и оно скоро уступит чему-то новому, чего не хватает читателям. Возможно, это будет сюжетная литература: приключенческие, исторические, сказочные повести – то, в чём так хороши наши англо-американские коллеги и то, что мы пока не очень-то научились, а вернее сказать, разучились писать за последние тридцать лет. Конечно, новому автору можно попытаться «оседлать» очередную модную волну, но есть риск оказаться в кильватерной струе какого-нибудь очень талантливого «человека-парохода» вроде Гиваргизова или Веркина, и в ней литературно утонуть. Вообще, писателю больше всего нужно опасаться попасть в чью-то колею: по ней легко ехать, но своего следа в ней не оставишь, если у вас, конечно, есть такая задача – оставить след. Молодым удержаться от подражательности трудно, и я в неё сваливался не раз, но главное, вовремя вырулить на свою тропинку. Это трудно, и удаётся одному из десяти, но надо к этому стремиться.

И важно, на мой взгляд, избегать вторичности сюжетов. Тут есть два подхода. Успенский рассказывал, что его учитель Борис Заходер говорил ему примерно так: «Эдик, вы счастливый человек – вы ничего не знаете! Я бы никогда не стал сочинять стихи про врача (речь шла про «Академика Иванова»), потому что сразу вспоминаю: такой сюжет был у этого, у этого и у этого. А вы берётесь сочинять стихи про врача, и у вас всё получается!». Но при огромном уважении к Эдуарду Николаевичу, я уверен, что читать надо много и знать детскую и подростковую классику нужно хорошо, иначе мы с вами много раз будем изобретать никому не нужный литературный велосипед и потратим много времени, если не впустую, то, во всяком случае, не рационально.

Так о чём же писать? Мне кажется, надо сперва оглядеть литературный ландшафт, посмотреть, чего сейчас не хватает, и попытаться восполнить пробел. Когда я поделился с Успенским этим соображением, он посмеялся, а потом подумал и сказал, что в этом, кажется, есть смысл. По-моему, в этом есть большой смысл! Потому что литература должна развиваться во всём многообразии жанров и разливаться широко, как река. Тогда волны не будут обрушиваться на читателей, словно прорвавший плотину поток.

И напоследок о стихах. Вы пишете стихи? Я тоже! Но читать стихи люди стали меньше, поэтому опубликовать поэзию труднее, чем прозу. Разумеется, это ничего не значит, если вы большой талант, вроде Махотина, Яснова или Бородицкой. Да и ценители поэзии ещё не перевелись в нашей стране и ждут новых имён. Вот, например, недавно в поэтической серии «Самоката» вышла прекрасная книга Алексея Зайцева «Физика Тузика», кстати, тоже семинариста, ученика Марины Бородицкой. Хоть это и первая книга автора, у него уже свой литературный почерк. Так что, как говорится, процесс идёт! И чем больше молодых авторов к нему подключатся, тем будет лучше!

А теперь по традиции семинара – задание. В художественных институтах студенты первых курсов делают копии картин мастеров прошлого, чтобы освоить их приёмы, а потом на их основе выработать собственный стиль. Давайте и мы пойдём этим путём.

Попробуйте написать небольшой рассказ в стилистике какого-то известного писателя. Предлагаю на выбор: Артура Гиваргизова, Виктора Голявкина, Юрия Коваля или, если вам ближе стихи, Олега Григорьева. Можно взять любого другого автора, но желательно современного или из второй половины двадцатого века».

 

Станислав Востоков

 

Анна Золотарева также дала слушателям семинара небольшую подсказку: «Чтобы успешно использовать стиль какого-либо писателя, лучше всего за основу взять наипростейший сюжет. Например, вышел человек в магазин за… гречкой! И купил ее, и вернулся с ней домой. Но как, что с ним происходило, и как бы это описали Коваль, Гиваргизов, Голявкин, Григорьев или Востоков, – вот это нужно постараться придумать. Рассказ должен получиться небольшим, но узнаваемым стилистически».

 

Выполненные задания и вопросы  присылайте в течение недели по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.