.

Об успехах в чтении российских детей можно судить по данным международных исследований, в которых участвуют от 50 до 79 стран мира.

Первое из них – PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), направленное на изучение читательских компетенций учеников начальной школы (учащихся 4-х классов). PIRLS является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.

Согласно результатам PIRLS-2016, Россия занимает первое место в рейтинге стран-участниц исследования (в 2011 г. Россия занимала 2 место после Сингапура) из 50 стран и 11 территорий.

 

Как читают российские дети

 

Следующее международное исследование – PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в котором участвуют 15-летние школьники. PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Согласно данным исследования PISA-2018, российские 15-летние учащиеся занимают 31 место (в 2015 г. – 26) из 79 стран. При этом рейтинг составляется исходя из суммы баллов, набранных учащимися каждой страны-участницы. У российских школьников снижение в 2018 г. произошло всего на 16 баллов, что считается статистически незначительным снижением. Результаты российских учащихся значимо не отличаются от результатов учащихся 11 стран (Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Хорватии, Латвии, Италии, Венгрии, Литвы, Исландии, Беларуси, Израиля).

 

Как читают российские дети

 

Как следует из результатов международных исследований, российские младшие школьники демонстрируют устойчивые лидерские позиции по читательской грамотности среди стран-участниц. Вместе с тем сохраняется тенденция отставания по 15-летним учащимся, поэтому необходимо принимать действенные меры по работе с подростками в учреждениях культуры и образования.

 

Материал подготовлен специалистами отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ.

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.