1 декабря 2021 года в Российской государственной детской библиотеке открылась выставка «Кадр за кадром», посвященная виртуальному музею «Диафильм. Онлайн».
Цель выставки – не просто познакомить зрителей с концепцией виртуального музея диафильмов, а напомнить или открыть удивительный мир диафильма, показать то, что обычно остается «за кадром» – оригиналы кукол для кукольных диафильмов, макеты диафильмов, нарисованные замечательными художниками, продемонстрировать диапроекторы и пеналы для упаковки диафильмов разных времен.
Ольга Монина и Илья Гавришин
Мария Веденяпина, директор РГДБ, рассказала о проекте и его целях.
«Создание этого музея, – подчеркнула она, – логичное продолжение нашего большого проекта по сохранению и продвижению диафильмов, которым в РГДБ занимаются с 2015 года. Впереди у нас много работы, но мы уже «построили» 6-этажный музей настоящего позитива, который структурировал большую цифровую коллекцию диафильмов, собранную нами к этому моменту. Я хочу поблагодарить наших партнеров – искусствоведа, преподавателя, сотрудника Государственной Третьяковской галереи, куратора некоммерческих выставок и проектов Елену Рымшину и директора дизайн-бюро Grey Matter Марию Кумову. Очень надеюсь на светлое будущее этого проекта, потому что мы абсолютно уверены в том, что это будет полезно и очень интересно для всех читателей: и больших, и маленьких».
Мария Веденяпина
Илья Гавришин, заместитель директора РГДБ по автоматизации и фондам, куратор виртуального музея «Диафильм. Онлайн», коснулся в своем выступлении истории диафильмов и назвал имена работавших с ними художников:
Илья Гавришин
«С диафильмами работали многие прекрасные художники-иллюстраторы. Среди них такие прославленные классики, как Вениамин Лосин, Евгений Монин, Валерий Дмитрюк. И сегодня у всех гостей библиотеки есть уникальная возможность увидеть оригиналы их работ на выставке».
Выставка «Кадр за кадром»
Елена Рымшина, сотрудник Государственной Третьяковской галереи, куратор некоммерческих выставок и проектов, подробно остановилась на перспективах проекта:
«В этот проект невозможно не влюбиться с самого начала. Библиотека провела просто колоссальную работу, и нашей основной задачей было не навредить, объединяя собранные материалы. Главное – работать с проектом дальше, потому что на этом поле можно реализовать огромное количество идей. Здесь могут быть и издательские, и исследовательские программы. Большое спасибо библиотеке за то, что она взяла на себя смелость работать с этим материалом».
Елена Рымшина
Мария Кумова, директор дизайн-бюро Grey Matter, поделилась особенностями работы над проектом:
«Когда мы осознали объем собранного материала, то быстро поняли, что необходимо полностью в него погрузиться, отложив все проекты. Мы были счастливы, когда после работы с виртуальным музеем получили приглашение помочь и в создании выставки. Большое спасибо! Мы очень рады нашему сотрудничеству и особенно ценим то, что библиотека работаете вместе с нами, и мы объединяемся в общем стремлении сделать хороший проект».
Арина Лосина, дочь художника Вениамина Лосина, поблагодарила организаторов выставки за возможность увидеть оригиналы работ художников:
«Большое спасибо за эту выставку! Создание диафильмов – это такая же сложная работа, как и создание книги. И казалось, что когда эра диафильмов закончилась, никто и никогда уже не увидит потрясающие работы художников. Но на этой выставке у каждого есть возможность оценить оригиналы рисунков с их яркими красками и деталями».
Арина Лосина
Художник-иллюстратор Юрий Богачёв поделился воспоминаниями о работе на студии «Диафильм». Работа над рисунками к диафильму по Валентину Берестову стала первой в жизни для Ольги Мониной, художника-иллюстратора, доцента кафедры иллюстрации и эстампа Института графики и искусства книги им. В.А.Фаворского Московского Политеха.
Юрий Богачёв
«В мире идей ничего не исчезает, – отметила Ольга Монина, – фотография не убивает живопись, кино не убивает театр, даже винил до сих пор актуален, несмотря на современные носители. Поэтому я уверена, что у диафильма есть будущее. Давайте и дальше собирать всё самое интересное, что связано с диафильмом, пусть он живет как можно дольше».
Ольга Монина
В завершение Илья Гавришин выразил благодарность художественному редактору студии «Диафильм» Владимиру Плевину, редактору студии Татьяне Разумовой, а также Надежде Войдиновой – художнику-постановщику и художнику-кукольнику.
Фрагменты выставки «Кадр за кадром» в РГДБ
Фото: пресс-служба РГДБ
Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ