.

С февраля по июнь 2023 года на сцене Российской государственной детской библиотеки прошли 5 арт-постановок Фестиваля «Балетные истории: русская классика»*. В жанре театрализованного представления юные читатели и гости РГДБ познакомились с историями создания знаменитых балетов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева и Н.А. Римского-Корсакова.

 

Балетные истории в РГДБ

 

Специально для каждой постановки Фестиваля были организованы просветительские выставки, подготовленные РГДБ совместно с Научной музыкальной библиотекой имени С. И. Танеева (библиотека Московской консерватории). Активное участие в подборе материалов приняли заместитель директора библиотеки Светлана Сергеевна Мартьянова и ведущий библиотекарь отдела обслуживания нотно-музыкальной литературой Ирина Михайловна Васильева.

Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева обладает богатейшим фондом, основу которого составили собрания В.Ф. Одоевского, А.Н. Верстовского, С.И. Танеева, практически все издания П.И. Юргенсона и дары многих меценатов. Кроме того, в библиотеку и сейчас продолжают поступать личные собрания, рукописи музыкальных произведений и автографы от потомков композиторов. Среди даров ноты и книги Д.Д. Шостаковича, Т.Н. Хренникова, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, И.Ф. Бэлзы, А.Д. Артоболевской, В.П. Варунца, С.С. Григорьева, Н.С. Николаевой, И.С. Козловского, Л.И. Ройзмана, М.Н. Тэриана и др.

 

konservatoriyaМосковская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

 

Зрители арт-постановки «История «Спящей красавицы» П.И. Чайковского» смогли увидеть выставку сборников нот соч. 66  П. И. Чайковского «Спящая красавица», прижизненное издание либретто И.А. Всеволожского по сказке Ш. Перро 1890 г., т.12 полного собрания сочинений П.И. Чайковского: «Спящая красавица» - балет в 3 действиях с прологом - переложение для фортепиано А. Зилоти – С.Рахманинов – клавир и партитуру, а также различные облегченные переложения для фортепиано для младших и средних классов ДМШ. Особый интерес у посетителей вызвал скан-копия страницы эскиза П.И.Чайковского к балету «Спящая красавица»: Пролог. № 1. Марш -1890г.

 

  

Так, благодаря тематической выставке, зрители спектакля «Балетные истории: русская классика. П.И. Чайковский «Щелкунчик» узнали, о споре Петра Ильича с приятелем, который заявил, что композитор не сможет написать мелодию, основанную на обычной гамме. Однако Чайковский вызов принял и написал «Адажио» из второго акта.

Кстати, все сочинения П.И. Чайковского издавал известный музыкальный издатель дореволюционной России - П.И. Юргенсон. Магазин нот и музыкальных инструментов Юргенсона размещался в Москве на Кузнецком Мосту. В 1918 году, после декрета о национализации, фирма была преобразована в Музыкальный сектор Государственного издательства, в 1930-м — в Государственное музыкальное издательство (Музгиз), в 1963-м — в издательство «Музыка».

 

  

Для арт-постановки по мотивам балета «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова была организована выставка сборников нот из «сокровищ» фондов Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева. На ней были представлены прижизненное издание соч.29 Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада» : симфоническая сюита по 1001 ночи : для оркестра  [переложение для фортепиано в 4 руки]. - Leipzig : M.P. Belaieff, 1889 г.; статью Бэлза И.Ф. «Шехеразада. Симфоническая сюита Римского-Корсакова» : Пояснение. - М.; Л. : Музгиз, 1951. Очень заинтересовали посетителей скан-копии автографа партитуры (начало, 1ч., программа).

 

Выставка «Балетные истории. Русская классика»

  

Советская музыка Фестиваля «Балетные истории: русская классика» была представлена арт-постановками по балетам С.С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», для которых также были организованы тематические выставки.

 

deti v rgdb

 

Зрители увидели прижизненные издания сочинений С.С. Прокофьева: партитуру балета М. : Музгиз, 1939 ; альбом для детей : из балета «Ромео и Джульетта» : облегч. переложение для. ф.-п. в 4 руки / С.С. Прокофьев; перелож. Л. Атомяна. - М. : Союз сов. композиторов, 1947.; 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» : для фортепиано. - М. : Музгиз, 1939. Отдельно стоит упомянуть документ, позволивший зафиксировать «рождение» будущего балета: скан-копию письма С.С. Прокофьева  С.Э. Радлову от 06.12.1935 г.

 

Балетные истории

   

Стоит отметить, что мультиформатный подход в деле приобщения подрастающего поколения к наследию великих русских классиков с огромной художественной силой позволил раскрыть детям этические, нравственные, духовные принципы, лежащие в основе нашей национальной культуры. Синтез разных видов искусства – литературы, музыки, классической хореографии –  дополненный уникальными печатными изданиями из фондов Научной музыкальной библиотеки им. С.И.Танеева, помог обогатить внутренний мир ребенка, пробудить душу к восприятию доброго и светлого начала, расширить кругозор.  

*Организатором Фестиваля «Балетные истории: русская классика» выступает фонд Оксаны Федоровой в сотрудничестве с РГДБ и Мастерской балета Егора Симачева при поддержке Гранта Мэра Москвы. 

 laboratoriya diafilma

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.