Приглашаем на лекции по искусству «Голландская и фламандская живопись. Тайны и шифры натюрморта» и «История мирового искусства в связи с фазами развития человека. Параллель и отражение двух миров», которые пройдут 12 февраля в 18.30.
Лекция 1. «Голландская и фламандская живопись. Тайны и шифры натюрморта»
В искусстве Нидерландов XVII века мы находим очень интересно разделившиеся две стороны восприятия мира и человеческого существа: пейзаж и натюрморт – с одной стороны как выражение внешнего и внутреннего мира человека. С другой стороны, также и натюрморты разделяются, своей разницей являя еще более глубоко скрытую грань в жизни души: пронизанные светом рассудка и строгих форм голландские «Vanitas» (что значит – «суета») картины, названные «суетой», а не «мертвой природой» (натура-морте). Движение, пробуждение души ощущается уже даже в том, что голландские живописцы XVII века писали многочисленные варианты «завтраков». С другой стороны перед нами пышные фламандские натюрморты, переполненные смачностью, истекающей через край, и уже тающей, жизнью. Жизнью избыточной – и потому увядающей, мягкой, сочной, но темной, несколько сонной, пресыщающей собой взор.
В искусстве того времени выразило себя рождение некоей новой, очень тонкой грани души. Какое таинство нашего существа стоит за этим? Тем более загадочна для нас на этом фоне неодолимая тяга Петра I к Голландии. Огромный пласт культуры страны входит в нашу жизнь: начиная с кофе, тюльпанов, «голландской печки», изразцов, механизмов (инструментов, техники), вплоть до государственных и научных законов, философии.
Перед нами пройдет целый ряд художников. Мы попытаемся прочесть «немые слова вещей», расшифровать символы и поверх них сложить свои слова. Они дадут прозвучать немоте предметов и сложатся в рифмованные строки. В этот раз стихосложение также будет нашим занятием!
В программе:
◦Натюрморт – Безмолвный рассказ вещей
◦Шифры в голландском и фламандском натюрморте
◦Учимся стихосложению на основе картины (Практика)
Натюрморты мы рассмотрим на примере работ голландских мастеров Класа, Хеды, Кальфа, Бейерена, Стенвика, а также фламандцев Босхарта старшего, Брейгеля старшего, Зегерса, Снейдерса, Фейта, де Воса.
Лекция 2. «История мирового искусства в связи с фазами развития человека.
Параллель и отражение двух миров»
Каждый человек сокровенно проходит в своем развитии все ступени человечества. В истории искусства также читаются эти шаги. Культуры прошлого живут и продолжают действовать – в нас, в глубинах нашего существа, будучи вплавлены в ходе мирового развития в существо человека.
И в каждую эпоху человек строит свой храм, возводя его по образу и подобию мира своего духа, – то есть, по своему образу и подобию. Познать мир искусства – значит, познать самого человека. И познавая себя – мы познаем весь мир …
Для воспитателя важно уметь различать эти фазы – когда в нас оживает древний грек, когда – египтянин, когда – рассудительный римлянин, а когда – дух эпохи Возрождения. Поддержать, понять, помочь не застрять на промежуточной ступеньке жизни, дать шагнуть дальше – в этом ему может помочь живая история искусства.
Прочесть этот образный язык, видеть его отражение в развитии ребенка и в своей жизни, оживить – задача нашего курса.
В ходе занятий мы просмотрим множество иллюстраций (слайды). Произведения искусства от древности до современности мы сможем сопоставить с фазами возрастного и биографического развития.
Становится интересно идти в музей, на выставку! Скульптуры и картины превращаются из привлекательных или не очень «букв» в фразы, говорящие о сокровенном смысле каждой эпох – и о тебе самом…
Лекции платные.
Место проведения: Конференц-зал
Запись по телефону: 8-965-185-64-23 (Кузнецова Дарья) или на сайте NesuDobro.ru