В апреле 2024 года стартовал второй сезон Национальной премии в области детской и подростковой литературы, которая была учреждена Минкультуры и Минцифры России в 2023 году с целью поощрения авторов, иллюстраторов и издателей современной отечественной литературы для детей и подростков, привлечения к ней читательского и общественного внимания.
О значении Национальной премии и о ее влиянии на развитие детской и подростковой литературы рассказала лауреат первого сезона в номинации «Лучшее прозаическое произведение для подростков» Юлия Линде. Ее книга «Гула Камакри. Легенда о проклятом таборе» – это написанная в жанре магического реализма повесть-притча, в которой переплелись цыганские легенды, табор, застрявший в своеобразном междумирье, и жизнь петербургской школьницы Анны, приемного ребенка, чьи предки были цыганами.
Юлия Линде. Фото: пресс-служба РГДБ
О творчестве:
- Расскажите о своем творческом пути. Как вы пришли в детскую литературу?
Думаю, всему виной мой психологический возраст. Старше лет четырнадцати мне так и не удалось вырасти. Возможно, все детские писатели с аномалией развития. Просто не все дети вырастают во взрослых. Однажды я попробовала написать взрослую книгу, но поняла, что получается неправдоподобно, и со спокойной совестью взялась за детскую.
- Какие писатели и книги повлияли на ваше творчество?
Однозначно повлияло то, что мой дедушка долгое время в ночных очередях охотился за двухсоттомником «Библиотека всемирной литературы» и собрал её всю. Я бы очень хотела, чтобы на моё творчество повлиял горячо любимый мною Бунин, но, кажется, он не повлиял совсем.
- В чем, на ваш взгляд, заключается главная задача детской литературы?
Задача любого искусства – получить эмоционально-ценностный опыт. Это если по-умному. А если попроще, то передача опыта от души к душе. Конкретно задача произведений искусства для детей (неважно, каких: литературных, музыкальных, художественных и т. д.) – это поиск ответов на вопросы типа «Что я здесь забыл и зачем оно надо?» и формирование мировоззрения.
- Какие темы и проблемы вы поднимаете в своих произведениях?
Кто я такой и что здесь делаю – вот это главные проблемы. Темы разные, например, Вторая мировая война, тоталитарные секты, травля в школе, выбор профессии, прощание с детством, поиск предков. Хм… звучит почему-то мрачно, хотя на самом деле я всегда вижу свет в конце тоннеля.
- Как вы работаете над созданием своих книг?
Для меня главное – придумать финал, остальное приложится. Мне кажется, именно финал отвечает на вопрос «Для чего всё это было и что хотел сказать автор?».
О премии:
- Что для вас значит получение Национальной премии?
Премия значила, что я смогу снять детское кино. Мне хватило её на два короткометражных фильма: «Майский жук по имени Воблер», который сейчас показывается на фестивалях, и «Рецепт моря», он пока на стадии монтажа. Не одной же литературой сыт человек, детское кино тоже важно развивать, хотя бы личным посильным вкладом. Так что деньги, полученные за искусство, на него и тратятся. Такой вот круговорот искусств в природе. Тут, наверное, нужно ещё пояснить, что я закончила ВГИК, режиссёрскую мастерскую Валерия Ахадова.
- Как вы считаете, эта премия способствует развитию детской и подростковой литературы в России?
Не уверена, что какая-либо премия может способствовать развитию искусства. Оно растёт как трын-трава и не зависит от наград. Настоящие книги пишутся только по одной причине: человеку нестерпимо хочется что-то сказать людям. Задача премии, думаю, другая: в первую очередь она не для писателей, а для читателей. Читателю премия помогает сориентироваться в огромном потоке книг, к тому же она способствует популяризации чтения. Способствует ли чтение в свою очередь развитию литературы? Опосредованно. Возможно, активно читающий ребёнок – это будущий писатель, потому что кто не читает, тот и не пишет. Но вообще я лично пишу только потому, что не могу не сказать. Даже если никто это не прочитает и ничем не наградит. Это должно быть сказано – и всё.
- Какие надежды и ожидания вы связываете с этой наградой?
Надеюсь, что эта награда не последняя.
О детской и подростковой аудитории:
- Как вы оцениваете современное состояние детской и подростковой литературы в России?
Состояние отличное, сейчас выходит очень много отечественных книг на любой вкус и цвет. Хотя выходить они стали гораздо медленнее, к сожалению.
- Какие тенденции наблюдаются в этой области?
Я наблюдаю большое жанровое разнообразие, кажется, любой читатель может сегодня найти книгу по душе, другое дело, что поиск этот довольно сложен, и в любой момент можно утонуть в книжном море. Но, кстати, премия – один из маяков.
Юлия Линде. Фото: пресс-слжба РГДБ
О популяризации чтения:
- Какую роль играет детская и подростковая литература в популяризации чтения?
Любая хорошая книга, детская или взрослая, вызывает желание читать и получать удовольствие снова и снова.
- Как можно привить детям и подросткам любовь к чтению?
Не уверена, что любовь – это то, что можно привить. Она или есть, или её нет. По моим наблюдениям, далеко не все дети, которых приучали читать хорошую литературу, полюбили чтение. Это как в притче о сеятеле – вот вышел он, сеет зёрна, и одно падает на благодатную почву и прорастает, а другое – на каменистую почву и гибнет, а третье склюёт птица. Никаких рецептов здесь нет, кроме одного – сеять, а там как пойдёт.
- Какие мероприятия и инициативы, по вашему мнению, способствуют популяризации детской и подростковой литературы?
Возможно, синтез искусств, до которого пока далековато. Например, постановки пьес и мюзиклов по книгам, экранизации. Впрочем, детское кино только начало возрождаться у нас в России, и пока идёт робкими шагами младенца, ориентируясь на классику, фольклор или ремейки, но «лучшее, конечно, впереди».
О взаимодействии с читателями:
- Как вы общаетесь со своими читателями?
Общаюсь довольно редко, если зовут на встречи. И почему-то чаще всего я встречаюсь не со школьниками, а со студентами первых курсов.
- Какие отзывы вы получаете на свои книги?
Мне обычно лень их читать (иногда, правда, присылают лично, тогда читаю), потому что книга уже готова, и отзывы её не изменят. Наверное, разные, не могут же книги нравиться абсолютно всем.
- Как вы используете обратную связь от читателей в своем творчестве?
Никак. Если книга уже готова, я о ней забываю и пускаю в свободное плавание. Мнение читателей может быть важно только на этапе создания рукописи, и то если это профессиональные читатели. На меня влияют не читатели, а мои персонажи: иногда я понимаю, что это не я их пишу, а они пишут меня, в первую очередь это относится к героям моего романа «Улица Ручей», они учат меня жить.
О планах на будущее:
- Над какими проектами вы работаете сейчас?
Сейчас я дописываю третий том романа «Улица Ручей». У меня есть ещё десяток идей, из которых могли бы вырасти книги, но пока основная цель — завершить бесконечный роман, который я пишу уже одиннадцатый год подряд, то есть четверть жизни.
- Какие идеи вы планируете воплотить в своих будущих книгах?
Не могу сказать, что я ставлю цель доносить какие-либо идеи как таковые, всё же книга – не агитационный плакат. Моя цель – поделиться историей, которую нельзя не рассказать.
- Какие цели вы ставите перед собой как писатель?
Цель у меня одна: рассказать о том, что меня волнует.
Узнать больше о Юлии Линде можно из статьи на сайте «ПроДетЛит — всероссийская энциклопедия детской литературы» →