В апреле 2024 года стартовал второй сезон Национальной премии в области детской и подростковой литературы, которая была учреждена Минкультуры и Минцифры России в 2023 году с целью поощрения авторов, иллюстраторов и издателей современной отечественной литературы для детей и подростков, привлечения к ней читательского и общественного внимания.
О значении Национальной премии и о ее влиянии на развитие детской и подростковой литературы, об источниках вдохновения, любимых техниках и планах на будущее рассказали лауреаты первого сезона в номинации «Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков» Анна и Варвара Кендель.
Варвара и Анна Кендель
Анна и Варвара Кендель – российские художницы, сестры-близнецы, которые очень любят путешествовать и вместе создают иллюстрации для книг. В 2021 году Анна пять месяцев провела на берегу Байкала, а за два года до этого прошла на байдарке 400 километров вдоль западного берега. В том походе и родилась идея книги «Смотри, Байкал!», которая в итоге была отмечена Национальной премией.
Варвара Кендель на церемонии награждения лауреатов
Национальной премии в области детской и подростковой литературы
- Каковы ваши источники вдохновения?
Самый главный источник вдохновения, без которого мы практически не обходимся – это натурные впечатления. Походы, природа, путешествия. Самые наши любимые книги родились из таких впечатлений. Но даже при работе над классическими произведениями (Тургенев, поэзия Ахматовой, Лондон, Рубцова..) мы опираемся на натуру. Стараемся съездить в места, связанные с писателем или похожие на них. Делаем зарисовки и фотографии. Кстати, именно подборки старинных фотографий нам очень пригодились для Белого Клыка или Записок охотника.
- Как вы создаете свои иллюстрации? Какую технику используете?
У нас очень разнообразные подходы к иллюстрациям. Обычно для каждой книги или проекта мы находим свой «язык» – набор приемов и деталей, которые больше подходят и выражают настроение произведения. Если говорить в целом, то мы используем смешанную технику: гуашь, акварель, темперу, различные карандаши, мягкие материалы и все это в конце дорабатываем на компьютере. По приёмам также: коллаж, монотипия, трафарет – никаких ограничений. Нравится находить новые решения и материалы.
- Какие книги вы любили читать в детстве? Какие иллюстрации вам запомнились больше всего?
У нас была коллекция советских книжек и несколько «современных» 1990-х гг. Почему-то мы вспоминаем именно советские, нам они больше нравились, хотя были на тонкой бумаге и потрёпанные. К сожалению, мы не сохранили эту подборку в семье, но вспоминаем книги Чарушина, Конашевича, Устинова, Митурича, Капустиной, Васнецова и других художников, на нас они сильно повлияли. Кажется, наш стиль иллюстрации тоже сложился из детских впечатлений от этих книг.
- Расскажите о своем творческом пути. Как вы пришли к иллюстрированию?
Мы очень любили рисовать и в детстве делали это даже маниакально. Например, изрисовывали стопки листов – серия за серией работ. На нас было не напастись бумаги: когда заканчивалась обычная, то взрослые подсовывали нам обёрточную. То есть было сразу понятно, к чему у нас тяга, и мы очень органично прошли все этапы обучения: сначала художественную школу, потом училище, и ,позже, академию.
А именно иллюстрацией заинтересовались на третьем курсе училища, когда делали одно из заданий курса общего дизайна. Мы проходили и дизайн интерьеров, и фирменный стиль, даже анимацию, но когда дело дошло до иллюстраций, то стало понятно – это самое интересное для нас. С тех пор все никак не надоест!
- Как вы считаете, Национальная премия способствует развитию книжной иллюстрации в России?
Вообще премии как способ поддержки авторов – это отличная идея. Особенно в книжной сфере, как нам кажется. Ведь книжная профессия зачастую не слишком много приносит в материальном плане, и художники и писатели чаще всего работают где-то еще, чтобы иметь возможность заниматься книгой. А такая поддержка, мы надеемся, поможет авторам взять больше времени на творческий поиск и сделать новый проект, например, или просто передохнуть, что тоже важно.
- Как вы учитываете возрастные особенности читателей при создании своих иллюстраций?
При иллюстрировании мы стараемся отталкиваться от текста, в нем уже есть настроение и часть ответа на то, как его иллюстрировать. Читаешь, стараешься погрузиться в настроение, уловить образы, характер персонажей, и вот уже в голове складывается визуальный ряд, свой «язык», которым именно этот текст ты будешь изображать на бумаге, привнося, конечно, и что-то личное. А уже позже читатель любого возраста сможет тоже почувствовать это настроение, что-то свое додумать, глядя на иллюстрации, или угадать что-то неочевидное, что мы в них зашифровали.
- Какие идеи вы планируете воплотить в своих будущих иллюстрациях?
Нам очень нравится тема природы и путешествий – хотелось бы продолжать двигаться в этом направлении. Ведь лучше всего получается делать то, что ты любишь. И, как правило, и лучший отклик от зрителей у нас именно на такие книги.
Подробнее: https://www.la