В апреле 2024 года стартовал второй сезон Национальной премии в области детской и подростковой литературы, которая была учреждена Минкультуры и Минцифры России в 2023 году с целью поощрения авторов, иллюстраторов и издателей современной отечественной литературы для детей и подростков, привлечения к ней читательского и общественного внимания.
О значении Национальной премии и о ее влиянии на развитие детской и подростковой литературы, об источниках вдохновения и планах на будущее рассказала лауреат первого сезона в номинации «Лучшее прозаическое произведение для детей» Анастасия Орлова.
Анастасия Орлова. Фото: пресс-служба РГДБ
О творчестве:
- Расскажите о своем творческом пути. Как вы пришли в детскую литературу?
Я думаю, что мой путь начался в самом детстве, начался с хороших и красивых детских книжек, которые мне покупала и читала мама. Книжки были настолько хороши, что уже в 7 лет я сочинила свои первые стихи и потом уже не останавливалась. В 9 лет у меня случилась первая публикация в горячо любимом журнале «Трамвай», в 16 – в подростковом журнале «МЫ». Потом был пятилетний перерыв, когда была взрослой. Стихи вернулись, когда чуть подросли мои сыновья. А потом я начала и прозу писать.
- Какие писатели и книги повлияли на ваше творчество?
Пушкин! «Сказка о царе Салтане» была одна из первах, которую читала вслух бабушке, когда она мыла посуду или чистила картошку. Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков, Олег Григорьев, Эмма Мошковская, Валентин Берестов. И обязательно – Ханс Кристиан Андерсен.
- В чем, на ваш взгляд, заключается главная задача детской литературы?
Главная задача – получение уникального удовольствия от чтения, от классной истории, от сюжетных поворотов, от красоты нашего языка. Возможность понять, что ты не одинок в этом мире и узнать свои чувства у героев книг. Или наоборот, примерить на себя то, что с тобой никогда не случалось. Понять и принять, сочувствовать и сопереживать.
- Какие темы и проблемы вы поднимаете в своих произведениях?
Всё те же – любовь, одиночество, предательство, принятие и отвержение, ссоры и примирения. Только на понятном для малышей языке. В книжке «Грузовик, а где прицеп?» затронула тему пропажи детей. Однажды меня поразила статистика по детям, которые ежегодно пропадают и не находятся. Это если о прозе говорить. А стихи, они про красоту и любование жизнью.
- Как вы работаете над созданием своих книг?
Вначале я долго думаю. Так долго, что даже сама воспринимаю думы как бездействие. Учусь не ругать себя за это, ведь всё должно созреть. Потом собираю материал. Хотя материал я собираю всегда – у меня куча заметок в телефоне. Со временем заметки в телефоне почти полностью заменили мне блокнот. Но тут уже более целенаправленно собираю. Например, когда я писала сказку про Бигля Бублика я закопалась в форумах собачников и особенно биглеводов. Мне было приятно, когда спрашивали, есть ли у меня бигль, и удивлялись, что у меня никогда не было собаки. Потом в голове складывается приблизительный сюжет, и я приступаю к наполнению. Наполнять сюжет словами, мне, как человеку изначально тяготеющему к в предельной краткости, тоже весьма трудно, но иногда в награду за усидчивость прилетает ветерок вдохновения.
Анастасия Орлова. Фото: пресс-служба РГДБ
О премии:
- Что для вас значит получение Национальной премии?
Это знак, что книжку заметили и отметили, что всегда радость.
- Как вы считаете, эта премия способствует развитию детской и подростковой литературы в России?
Чем больше премий, тем лучше! Национальная премия питает литературную среду. Это очень важно для взращивания и пестования новых книг, новых писателей и новых читателей, конечно.
- Какие надежды и ожидания вы связываете с этой наградой?
Хочется, чтобы премия способствовала популяризации книг-победителей среди читателей и влияла на продажи.
О детской и подростковой аудитории:
- Какова, по вашему мнению, специфика детской и подростковой аудитории?
Для них сейчас всё в первый раз. Всё новое.
- Как вы учитываете возрастные особенности читателей при написании своих книг?
Я смотрю на текст глазами себя маленькой, глазами своих детей и глазами матери, которая купит эту книжку и будет читать её вслух.
- Как вы оцениваете современное состояние детской и подростковой литературы в России?
Состояние у детской литературы хорошее, оно достигло плато, как мне видится. После бурного развития последних пятнадцати лет.
- Какие тенденции наблюдаются в этой области?
Вижу, что есть запрос на психологичность, на практичность, на серийность.
Анастасия Орлова. Фото: пресс-служба РГДБ
О популяризации чтения:
- Какую роль играет детская и подростковая литература в популяризации чтения?
Читатели вырастают из детства. Если не будет детских книг, то будут ли взрослые?
- Как можно привить детям и подросткам любовь к чтению?
Можно пытаться, но гарантии нет. Однако, тогда появляется шанс. Пусть будут книги дома, пусть ребёнок видит родителей увлечённых чтением. Можно завести ритуалы с чтением, например, на ночь. Чутко следить за увлечениями ребёнка и предлагать книги по интересам. Предлагать ребёнку делать свой книжный выбор в магазине или библиотеке и не осуждать, если книга или журнал кажутся вам дурацкими. Читать вместе. Читать по очереди. Обсуждать прочитанное, делиться впечатлениями, создавать общий контекст. Как можно дольше читать ребёнку вслух, даже если он давно научился читать самостоятельно.
- Какие мероприятия и инициативы, по вашему мнению, способствуют популяризации детской и подростковой литературы?
Просветительская работа с родителями, где важно рассказывать о пользе чтения, о вариантах приобщения к чтению, о практических возможностях работы с книгой. Семейные книжные клубы. Встречи писателей с читателями.
Анастасия Орлова. Фото: пресс-служба РГДБ
О взаимодействии с читателями:
- Как вы общаетесь со своими читателями?
Мои читатели, так как моя аудитория дошкольная, чаще всего общаются со мной через родителей. Письма часто от них получаю в соцсетях. Ну и конечно, книжные мероприятия, фестивали в разных городах, где мы встречаемся с читателями вживую, по-настоящему, с детьми и их родителями. Детский писатель – он взрослый писатель тоже, всегда об этом помню.
- Какие отзывы вы получаете на свои книги?
Разные отзывы бывают. Это нормально – не всем все нравится. Хорошие отзывы мне, конечно, приятнее получать. Радуюсь.
- Как вы используете обратную связь от читателей в своем творчестве?
Что-то могу взять на заметку, если есть конструктивная составляющая.
О планах на будущее:
- Над какими проектами вы работаете сейчас?
Не говорю «гоп», пока не перепрыгну. Не люблю рассуждать о том, что сейчас в работе. Мне кажется, что мой мозг принимает такие разговоры за выполненную работу. И зачем тогда трудиться?
- Какие идеи вы планируете воплотить в своих будущих книгах?
Могу поделиться новостью о новой серии книг про зайчонка Мими. Это сюжетные сказки для самых маленьких с чудесными иллюстрациями Натальи Баишевой. А в конце каждой сказки – нежные заячьи песни. Очень жду выхода первых двух книг этой осенью. Еще жду книгу стихов «Спинки-тропинки».
- Какие цели вы ставите перед собой как писатель?
Быть в форме физической и эмоциональной. Для меня-писателя это очень важно.