Семейный киноклуб РГДБ приглашает 26 ноября в 13:00 на показ фильма «Рваные башмаки» (1933 г. реж. Маргариты Барской) и на встречу с киноведом Натальей Федоровной Милосердовой о фильме и режиссере фильма.
О фильме:
Полтора года Маргарита Барская снимала ПЕРВЫЙ В МИРЕ детский звуковой фильм «Рваные башмаки», в котором ВПЕРВЫЕ зазвучали с экрана ребячьи голоса, записанные вживую, синхронно (!).
На богатейшей студии «Межрабпомфильм» ни детское кино, ни дебютантку всерьез не принимали – «Девчонка! Выскочка! Она и годы себе прибавляет!» Коллега, проведя пару часов у нее в павильоне, кишащем малышами, признался – «Я бы повесился через два дня, если б мне пришлось делать такое кино»… Она же работала, преодолевая сопротивление, терпя унижение, падая в обморок от голода (потому что лишали зарплаты); 16 раз ее грозились уволить, 2 раза закрывали картину. Она выстояла. Фильм вышел и покорил весь мир… а она попала в клинику с нервным истощением…
Детское кино тогда делало первые шаги, и этот фильм перевернул представление о том, каким оно может быть. Он был принципиально новаторским, своего рода манифест: полторы сотни детей от полутора до 13 лет жили в нем своей естественной детской жизнью, вплетенной в суровые жизненные реалии условной европейской страны, переживающей кризис и наступление фашизма.
«Фильм, каких не бывало…» - кричали газеты.
Первым публичным комплиментом Барской был отзыв А.Барбюса, которому во время визита в Москву показали, среди прочей продукции, и куски из еще не оконченных «Рваных башмаков»: «Как хорошо, как жизненно играют дети».
“Как это вы сделали, что у вас маленький мальчик перед витриной с игрушками дает такую гамму эмоций, которые доступны только большому актеру?” – изумлялся с некоторой даже завистью М.Горький.
«Детская картина идет в семи «взрослых» кинематографах Москвы. О ней говорят во всех десяти районах столицы. Вполне совершеннолетние люди пишут о ней восторженные статьи. Давно уже не было на нашем экране фильма, вызывавшего столько похвал. Уже одно это говорит о “Рваных башмаках” как о ярком и значительном явлении советской кинематографии», - пишет Лев Кассиль в «Известиях».
Слава пришла, когда ей было всего 30 лет. Ни об одном детском фильме до этого мировая и отечественная пресса не писала так много: «Пресса приветствовала детей в фильме как актеров с поразительным чувством реализма» («Нью-Йорк Таймс»). Советские писатели, обсуждая только что просмотренную картину, сравнивают ее по силе воздействия с «Путевкой в жизнь» Экка и «Броненосцем «Потемкиным» Эйзенштейна. И просят, настаивают - написать книгу о своем методе работы с детьми.
От «Нью-Йорк таймс» приезжает корреспондентка, чтобы расспросить об этом методе.
И сегодня фильм поражает как точностью и силой монтажа, так и непревзойденной доселе игрой юных исполнителей.
Но судьба Барской сложилась трагически, в 1937 ее имя было вычеркнуто из истории кино. В 60-х фильм был варварски «восстановлен» - его перемонтировали, сократили на 20 минут и переозвучили. Голоса детей были заменены голосами актрис, дублирующийх мультики. Оригинальная версия фильма стала доступна только с приходом цифровых технологий.
Фильм представит киновед Наталья Милосердова, ст. н. с. НИИ киноискусства ВГИК, которая нашла и исследовала архив Маргариты Барской. Она автор фильма «Возвращение Маргариты Барской» (реж. М.Малахова, 2010) и монографии о режиссере, ждущей издания.
Концертный зал
Возраст: 10+
Вход свободный