.

Классическую литературу нужно изучать в школе — этот тезис все давно приняли за аксиому. Более того это те книги, которые нужно обязательно перечитывать во взрослом возрасте. О том, что нового обязательная классика из школьной программы может открыть взрослому человеку, подискутировали участники лектория Fabula rasa в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) писатель, литературовед, телеведущий Александр Архангельский* и литературный критик Галина Юзефович.

 

Информационным поводом для встречи стал выход двух книг: переиздание «Истории моего современника» Владимира Короленко с предисловием Галины Юзефович и «Продленка для взрослых. Герои классики» Александра Архангельского*. Модератор дискуссии, филолог Татьяна Соловьева предложила начать дискуссию именно с Короленко.

 

  

 

Галина Юзефович: Само название книги Короленко «История моего современника» не случайно: это одна из наименее эгоцентричных писательских биографий. Обычно писатель — существо эгоцентричное, а книга Короленко — это собрание разнообразных историй, портрет эпохи в людях. Это одна из самых утешительных книг, которые только можно себе представить. В ней Короленко не пытается рассказывать добрые святочные истории. Он рассказывает много страшных вещей. Но они увидены глазами удивительно хорошего, мудрого и светлого человека. И я всегда иду к Короленко за утешением. Это книга, с которой у меня диалог. 

 

Александр Архангельский*: 


Короленко, возможно, был слишком хорошим человеком, чтобы быть великим писателем, но в качестве великой фигуры в историю литературы он вошел.


Моя жизнь тоже оказалась случайным образом связанной с Короленко. Одно из первых предисловий я написал для издания «Детей подземелья», и это мое самое переиздаваемое сочинение с середины 80-х. А потом мы сняли фильм о Короленко: с момента его первого административного скандала в Петровской академии и до момента, когда он, уже став писателем, покидает пределы Амгинской ссылки. Мы были в Амге. Туда до сих пор очень тяжело добираться — только зимой или на вертолете. Мы ехали туда зимой, а нужно понимать, что такое якутская зима: минус 50 градусов, воду добывают выпиливанием льда, который затем растапливают. И это сейчас, при так называемой цивилизации. А что было тогда? При этом Короленко остался просветителем: занимался воспитанием детей в местной школе.

 

Как сказала сейчас Галина Юзефович, эта книга находится с ней в живом диалоге. Это очень русское литературное сознание. На мой взгляд, литература и есть то, с чем мы находимся в живом диалоге. 

 

Татьяна Соловьева: Какие книги из школьной программы или прочитанные в раннем возрасте оказались для вас важными и значимыми? 

 

Подробнее 

Fabula rasa в Российской государственной детской библиотеке РГДБ – это цикл бесед с писателями, учеными, деятелями культуры и искусства, профессионалами в самых разных областях. Наши эксперты раскроют секреты профессии и расскажут о том, что интересует их самих. Как создаётся литература? Что такое современный театр? Может ли наука быть понятной и интересной широкому кругу? Каковы возможности современного телевидения? Как сделать культурный проект успешным? Что такое просветительство и чем оно отличается от образования? Как работается писателю над киносценариями? Может ли классическая литература стать понятной и близкой современному читателю?

Фото Svklimkin

 

* - внесен в реестр иностранных агентов

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.