.

Страна требует большевистского размаха в работе библиотек по обслуживанию населения книгами и высоких показателей на всех участках библиотечной работы. Пропаганда и изучение, пополнение и вовлечение, привлечение и развертывание, агитация и приведение! Библиотекарь не просто человек, выдающий книги,- он сотворец в переделке человеческих душ и активный менеджер по распространению «нужной», «правильной» литературы. Ему поручено большое дело.

 

Идёт пятнадцатый год издания журнала «Красный библиотекарь» (1937(№7-12) отв. редактор Н. К. Крупская), который настоятельно рекомендует:

Быть бдительным в своей работе.

Принимать и подбирать на работу в библиотеку только политически проверенных, преданных Советской власти работников.

Привлекать на общественную работу в библиотеку в качестве «друзей» библиотеки только тех читателей, политическая физиономия которых совершенно ясна.

При вербовке «друзей» библиотеки надо помнить, что враждебные элементы безусловно будут стараться (и уже стараются) использовать политическую беспечность и ротозейство библиотекарей.

 

Красный библиотекарь

Журнал "Красный библиотекарь". Источник РГБ.

 Библиотеки страны активно включаются в Стахановское движение, принимают вызов и соревнуются друг с другом.

 

is jurnala

Из журнала "Красный библиотекарь", 1937 год, №4.

Бывали и сбои в системе: «Заведующий Сысертской библиотекой, с удивлением обнаружил, что работники Некрасовской библиотеки даже не знают, что они соревнуются с другой библиотекой... т. Кривощеков не поставил их об этом в известность и в приемочном акте соцсоревнование не указано» .

 

Предлагаем ознакомиться с выдержками из книги «В помощь сельскому библиотекарю» 1937 года. Книга хранится в РГДБ и находится в открытом доступе в Национальной электронной детской библиотеке.

 

Как увеличить количество читателей в библиотеке?

 

Быть внимательным к запросам читателей:

Библиотекарь Аринина редко говорит с читателями о той или иной книге. Другое дело в Яковлевской библиотеке Тульского района, где большое внимание уделяется начинающим читателям. Зав. библиотекой пишет: «Я с каждым новым читателем стараюсь поговорить, спрашиваю, понравилась ли книга, ему я в первую очередь даю новинки и лучшую литературу».

 

Установить удобные для населения часы работы библиотеки:

Они должны быть удобными для населения и строго соблюдаться библиотекарями и передвижниками. О Костомаровской библиотеке Малинского района в местной газете пишут: «Если верить расписанию, то Костомаровская библиотека бывает открыта с 1 часа до 3 часа дня и с 6 до 9 часа вечера — так указано в расписании. На деле далеко не так. Не мало случаев, когда читатели приходят в указанное время, но библиотека бывает закрыта. Библиотекарша Пассюк не соблюдает расписания».

 

Изба читальня

Мобильная изба-читальня. Верхнеудинск.

Широко пропагандировать библиотеку и передвижку:

Тов. Журавлева, библиотекарь Шаховского района, рассказывает: «Я выступала на собраниях, на пленумах с объявлениями о библиотеке, с призывами идти в библиотеку, записываться читателями. Заходила на дом к колхозникам. Спрашивала, почему не состоят читателями библиотеки. Некоторые отвечали: «Что у вас читать-то?». Я разъясняла, показывала интересные книги. Колхозники заинтересовывались: и записывались читателями, и сейчас с каждым днем число читателей увеличивается». За полгода у товарища Журавлевой увеличилось количество читателей с 350 до 675. Выступления на собраниях, совещаниях,пленумах сельсовета, устные беседы с отдельными колхозниками,посещения библиотекарем и передвижником колхозников, не состоящих читателями, на дому, объявления, плакаты о месте нахождения библиотеки или передвижки, о днях и часах ее работы, о новых книгах,полученных библиотекой,— все это значительно способствует увеличению рядов читателей библиотеки.

 

biblioteka

Белозерская центральная изба-читальня.

«Шефство» читателей-детей над родителями:

Вот что писалось об опыте Славновской библиотеки Калининской области: «Школьники — народ инициативный. Они приняли «шефство» над родителями: брали в библиотеке книги, приносили домой и устраивали в семейном кругу громкие читки. Родители заинтересовывались тем, что пишется в книжках. И нередко сами просили ребят принести им книгу».

 

Успех всей работы библиотеки и, в частности, увеличение количества читателей зависит от библиотекаря, от его отношения к порученному ему большому делу:

Что это так, можно видеть из ряда фактов. Ямкинская и Сафоновская библиотеки Ногинского района Московской области находятся в одинаковых условиях, показатели же их работы далеко не равны. В первой — при книжном фонде 5277 единиц— имелось 942 читателя, во второй —при наличии 7300 книг — 469. В Ямкинскую библиотеку, за 7,5 месяцев вовлечено 492 новых читателя, в Сафоновскую — 144 человека. Основная причина такой разницы заключается в работниках этих библиотек. О т. Грибановой, библиотекаре Сафоновской библиотеки, в местной газете писали, что она «массовой работы с колхозниками не ведет, что культактив при библиотеке бездействует. В колхозе есть неплохой красный уголок, туда ежедневно ходят колхозники, но там нет ни книг, ни газет, а т. Грибанова на это не обращает внимания». По-другому относится к своим обязанностям т. Пятакова, библиотекарь, Ямкинской библиотеки. Для нее библиотечное дело— любимое дело. Она по-боевому борется за лучшие показатели. И если т. Грибанова за 6 месяцев провела всего 15 громких читок с охватом ими 232 человек, то т. Пятакова за то же время при помощи актива организовала 425 громких читок, которые посетило 8212 человек. Вот это отношение к работе и является главной причиной разницы в количестве читателей.

 

библиотека

Изба-читальня. с. Ишаки. Чебоксарский район. Конец 1920-х гг.

Создать уют и удобства для читателей:

О Шаликовской библиотеке Можайского района читатель пишет: «Паутина на окнах,груды мусора в углах, ободранные обои, щели в стенах,комната без отопления— таково внутреннее состояние Шаликовской библиотеки. Насчитывающая 2000 хорошо подобранных книг, библиотека сегодня без читателей. Изредка в нее забредут ученики за книгами, а взрослый читатель сюда не идет». Другая картина в Медведкинской библиотеке Веневского района. В областной газете пишут, что в ней «чисто, уютно, коврики, цветы, полы моются 2 раза в неделю. Библиотекарь, предупредительный и вежливый со всеми читателями, превратил библиотеку в излюбленное место вечернего досуга колхозников и колхозниц. Многие медведкинские колхозники, как только зажигается свет, идут в свою библиотеку и читальню». За 7 месяцев количество читателей в Медведкинской библиотеке возросло с 382 до 615.

 

Рассылать письма-уведомления:

Товарищ....

Вы до сих пор не состоите читателем нашей библиотеки. Приглашаем Вас записаться в библиотеку и получить интересующие Вас книги — общественно-политические, агротехнические, технические, художественные и др. Если у Вас нет времени придти в библиотеку, то пришлите кого-нибудь из членов Вашей семьи с этой запиской, и Вы получите нужные Вам книги. Зав. Солнечногорской районной библиотекой.....

 

Удачи и процветания всем библиотекарям! 

 

Для закрепления прочитанного рекомендуем:

Журнал «Красный библиотекарь», 1923-1941 гг. (открытый доступ)

«Библиотечная работа с детьми», 1925 год (открытый доступ)

 

Подписывайтесь на канал Российской государственной детской библиотеки в Яндекс.Дзен, где собрано множество интересных статей о нашей библиотеке, библиотечном деле и литературной жизни. 

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.