Современные подростки живут в быстро развивающемся мире, в ситуации нестабильности и разноплановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение и становление личности подростка, так как ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы некоторая ценность сформировалась, у человека должен быть опыт проживания определенных ситуаций, опыт сопереживания и осмысления произошедшего. Но проводящие большую часть времени в виртуальной Сети подростки лишены возможности переживания/проживания в реальном мире ситуаций, необходимых для их личностного развития.
Подросток стремится обрести независимость, но одновременно остро нуждается
в помощи и поддержке взрослого
Мешает осмыслению жизни и тенденция отделения подростков от мира взрослых. Темп жизни, разные жизненные обстоятельства, отсутствие у родителей и педагогов времени и желания понять подростка мешают установить с ним контакт. С ним мало разговаривают на волнующие его темы, не пытаются понять его страхи и тревоги, его поиски себя… Подросток хоть и стремится обрести независимость, но в то же время остро нуждается в помощи и поддержке взрослого. Не получая ее, подросток замыкается и старается просто не думать о своих проблемах, ускользнуть из реальности, заняться тем, что просто отвлекает и не требует размышлений. У многих подростков появляются трудности в понимании самого себя и других людей. Им трудно быть в отношениях и общаться с кем-то неформально, на личные, интимные темы.
Научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ,
кандидат психологических наук Александра Березина
Информационная перегруженность, ориентация в обучении и воспитании на отгадывание правильного ответа, незаинтересованность взрослых в выслушивании рассуждений и мнений подростка, приводят к снижению познавательной и интеллектуальной активности, недостаткам в речевом развитии и трудностям в понимании смысла текстов. Однако именно подростковый возраст является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.
Главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ,
детский психолог Светлана Кукушкина
Конечно, книги не могут изменить жизнь подростка, заменить ему общение с близкими взрослыми и сверстниками. Однако, хорошая научно-познавательная (психологическая, философская) и художественная литература может дать опыт проживания сложных ситуаций, подсказать пути выхода из конфликтов, научить справляться со стрессом, разобраться в себе... Возможно, подростку будет достаточно прочитать эти книги, а может быть, прочитав ту или иную книгу, он придет обсудить ее с вами. И это может быть неплохим началом вашего разговора с подростком.
Список книг, которые помогут подростку разобраться в себе, составили сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина и детский психолог Светлана Кукушкина.
Список книг для подростков
- Афанасьев А. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
- Буше Ф. Книга, которая сделает тебя самым счастливым на свете. – М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2014.
- Буше Ф. Книга о том, кто такие родители, откуда они взялись и почему заставляют тебя есть овощи и делать много других ненужных вещей. - «Клевер-Медиа-Групп», 2013.
- Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. – М.: Издательство ИТРК, 2017.
- Кедрова Н.В. Азбука эмоций. - Ростов н /Д.: Феникс, 2015.
- Кляйндинст А.- К. Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком. – М.: Самокат, 2018.
- Лунина И. Все, о чем не спросишь у взрослых. Современной девчонке от 11 до 15. – СПб.: Вектор, 2010.
- Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018.
- Максимов А. Как перевоспитать родителей и другие проблемы, которые должен решить «разведчик» - подросток. – СПб.: Питер, 2017.
- Марок А. Почему я? История белой вороны. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
- Млодик И. Двое из огромного мира мужчин: книга для сыновей и отцов. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Млодик И. Если они могут встретиться…или твой навигатор по дружбе. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. – М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
- Млодик И. Почти неволшебные превращения. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Мурашова Е.В. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007.
- Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. – М.: Самокат, 2010.
- Мурашова Е.В. Экзамен для подростков: игра – тренажер. – Минск: Дискурс, 2018.
- Петрановская Л.В. Что делать, если…2? – М. Аванта+ и Астрель, 2012.
- Петрановская Л.В. Что делать, если ждет экзамен? – М.: АСТ, 2015.
- Питчер А. Моя сестра живет на каминной полке. – М.: Издательство АСТ, 2019.
- Прихожан А. Психология неудачника. – М.: Питер, 2009.
- Смит Д. Прекрасное разнообразие. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
- Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М.: Аст-пресс,1999. (Практическая психология)
- Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. - М.: Издательство АСТ, 2019.
- Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2018.
- Тимошенко Г.В. 50 лайфхаков: психологические квесты. - М.: Издательство АСТ, 2017.
- Чеснова И.Е. Как стать взрослым? – М.: «Аванта», 2018.
- Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. – М.: Аванта, 2018.
- Чеснова И.Е. Как победить страхи. - М.: Издательство АСТ, 2018.
Все книги из списка вы можете взять в фонде Комнаты психологической поддержки (3 этаж, комн. 312).
Telegram-каналы РГДБ: