fbpx
.

В России живут почти 200 народов и народностей, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, хранящих свои национальные традиции. У каждого из них своя многовековая история, самобытная культура, фольклор и, конечно, сказки. Замечено, что у многих из них схожий сюжет, похожие герои и испытания и приключения, которые им подкидывает судьба. Это можно объяснить тем, что, несмотря на многочисленные различия, все люди в чем-то похожи, и, конечно, у всех есть общие желания, мечты, стремления, радости и горести. Отличия связаны с особенностями каждой культуры, природы и традиций. Поэтому сказки сближают народы и помогают им лучше понимать друг друга. Они веками передавались из уст в уста, от поколения к поколению, а затем их, зачастую даже в нескольких версиях, стали записывать.

 

В Национальной электронной детской библиотеке хранится большая коллекция сказок северных народов России, которые живут на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, Кольском полуострове и на Чукотке.

 

В северных лесах России, на берегах рек Камы, Вычегды и Печоры живут коми. В этих краях большая часть территории покрыта лесом, который занимает важное место в сказках этого народа. Здесь можно встретить лешего Чуклю, лесного чёрта Ворсу или ведьму Йому. Посмотрев диафильм по сказке народа коми «Девочка с веретёнце», нельзя не заметить сходства Йомы с Бабой-ягой. Диафильм проиллюстрирован выдающимся художником театра, графиком, мультипликатором Василием Игнатовым, который в течении тридцати лет работал над станковыми графическими циклами по мотивам легенд и сказаний коми.

 

Диафильм «Девочка с веретёнце» / художник В. Игнатов, 1973 год

Девочкас веретёнце

 

 

 

Якуты, или саха, как называют они себя сами, – коренное население Якутии и самый многочисленный народ в регионе. Предками современных жителей были представители кочевых племен. У этого народа широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке. Герои якутских бытовых сказок добиваются победы над недалекими и недогадливыми противниками при помощи ловкости, хитрости, а порой и плутовства. В сказке «Егей-Бетюк и его чудесный жернов» богатый и жадный до чужого добра старик задумал отнять у бедняка Егей-Бетюка волшебный жернов – единственное богатство, которое его кормило и поило. О том, как разделался бедняк с алчным стариком, можно узнать из диафильма.

 

Диафильм «Егей-Бетюк и его чудесный жернов» / художник В. Кузьммин, 1990 год

Егей-Бетюк и его чудесный жернов

 

 

 

В сказках находит отражение природное богатство Якутии и особое отношение народа к освоению некоторых материалов, таких как железная руда. Якутия  – уникальная территория по разнообразию, количеству и качеству полезных ископаемых. Издревле у якутов было много разных домашних промыслов и занятий. Например, они выплавляли из руды железо в сыродувных горнах. Знаменитый руководитель Второй Камчатской экспедиции Витус Беринг писал, что якутское железо «против самого лучшего сибирского железа будет». Кузнецов особенно почитали и уважали, верили, что кузнец обладает сверхъестественными возможностями. В сказках «Про солнце золотое - Нежный Мотылек - прекрасную Юкейден» и «Богатырь Эртэ-Берген» герои продираются через заколдованные железные леса и одолевают в боях суровых железных злодеев, как и в настоящем мире люди осваивали руду и укрощали метал.

 

Диафильм «Про солнце золотое - Нежный Мотылек - прекрасную Юкейден» /
художник В. Игнатов,1965 год

Про солнце золотое - Нежный Мотылек - прекрасную Юкейден

 

 

  

Чукотка – суровый холодный край, где зима длится 10 месяцев, и в котором современная цивилизация сочетается с традициями древних поселений. Здесь можно встретить и современные дома, и яранги – переносные жилища кочующих чукчей. Коренное население тоже живет по-разному: береговые чукчи, которые охотятся на китов и моржей  в постоянных стойбищах недалеко от моря, тундровые чукчи, разводя оленей, ведут кочевой образ жизни. Эти особенности отражаются в местных сказках, даже если их герои не люди, а животные. В диафильме «Хочу кочевать – не хочу кочевать» – трогательной сказке о привязанности – медвежье семейство кочует с одного места, ягодного, на другое, грибное, как это делали люди.

 

Диафильм «Хочу кочевать – не хочу кочевать» / художник С. Насырова, 1979 год

Хочу кочевать - не хочу кочевать

 

 

 

Часто сказки основываются на мифах, образы и сюжеты которых также часто пересекаются у соседних народов. Так, предание о приморской женщине – создательнице людей, оленьих стад, морских животных, жилищ, распространенное у береговых чукчей и у азиатских эскимосов, легло в основу сказки «Игрушечный народ».

 

Диафильм «Игрушечный народ» / художник Т. Сорокина, 1983 год

Игрушечный народ

 

 

 

Ханты – один из древних народов Западной Сибири. Они рассказывали сказки только вечером, поскольку обычаи запрещали рассказывать их днем: говорят, что от этого могли выпасть волосы или человек мог лишиться памяти. Рисуя картины жизни и быта, сказка не только скрашивала досуг, но играла и воспитательную роль. Юные охотники, оленеводы, рыбаки слушали и старались подражать героям, учиться у них. Так, сказка «Мальчик Идэ» учит быть храбрым, не бояться неизвестности и, глядя в глаза своему страху, бороться с ним.

 

Диафильм «Мальчик Идэ» / художник Т. Сорокина, 1943 год

Мальчик Идэ