.

Железная дорога и железнодорожный транспорт – триумф инженерной мысли 19 века. На картинах живописцев того времени можно увидеть самое начало зарождения новой технической отрасли, которая впоследствии оказалась основным сухопутным средством для перемещения большого количества людей и разнообразных грузов на дальние расстояния.

 

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар (1877 год) 

 

В нашей стране первыми изобретателями паровой машины были отец и сын Черепановы. В 1835 году в одном из номеров «Горного журнала» были описаны полевые испытания их изобретения:

Сухопутный пароход ходит по нарочно приготовленным на длине 400 сажень чугунным колёсопроводам. Пароход неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час.

В переводе на метрическую систему: длина пути составляла 853,5 метра, вес груза – 3,3 тонны, скорость – 13-16 км/ч. Название «паровоз», появившееся и закрепившееся позже, приписывается Н. И. Гречу, издателю газеты «Северная пчела». До этого изобретение Черепановых называлось по-разному: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка».

 

Паровоз Черепановых Макет первого русского паровоза, построенного
Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном

 

Первую в России железную дорогу – между Санкт-Петербургом и Царским селом – построили в 1837 году. Открытие широко освещалось в прессе, композитор М.И. Глинка написал в честь него «Попутную песню», в которой прославлялось невиданное чудо и упоминались ликующие зрители. Радуясь и удивляясь, они вряд ли задумывались о том, что рельсовый транспорт – очень древнее изобретение, применявшееся задолго до появления парового двигателя и выглядевшее совершенно иначе.

 

Царскосельская железная дорогаЦарскосельская железная дорога – первая железная дорога в России

 

Прототип железной дороги существовал у древних народов, в частности, у греков. В VI веке до н.э. возле города Коринфа, центра морской торговли того времени, на перешейке, соединяющем Пелопоннесский полуостров с материком, греки построили Диолок – каменную дорогу длиной 6 км 800 метров. В его каменных плитах имелись два глубоких жёлоба. Если на современной железной дороге рельсы расположены поверх грунта, то желоба – это «утопленные» рельсы. Небольшой корабль освобождали от груза, с помощью подъемных механизмов устанавливали его на телегу с деревянными полозьями. Желоба смазывали жиром, по ним на веревках рабы тащили телегу от одного края Коринфского перешейка до другого. Диолок был крайне важен для Коринфа: через его порты ежедневно проходили сотни судов. Сухопутный волок, хотя и стоил недешево, намного сокращал время морского путешествия из Эгейского моря в Ионическое. Попасть из одного моря в другое можно было и кружным путем, огибая Пелопоннесский полуостров. Но следовавшие этим путем суда подвергались большому риску из-за сильных ветров и частых штормов возле его южной оконечности.

  

ДиолокПрототип железной дороги – Диолок, древняя дорога-волок

 

Прототип рельсового транспорта использовался позже в Европе в Средние века. На шахтах, добывающих уголь, применялись деревянные лежни – прототипы рельсов. По ним рабочие вручную перевозили шахтные вагонетки, груженые углем. 

 

Деревянные лежниСредневековый прототип рельсов – деревянные лежни

 

Конструкторы долго, из века в век экспериментировали с рельсами и колесами, деревянными и железными, их формами и функциями, пока британский инженер Чарлз Блейкер Виньоль в 19 веке не предложил рельс с широким основанием, узкой шейкой и закругленной головкой. С тех пор большинство рельсов в мире с теми или иными усовершенствованиями изготавливают «по Виньолю». Со временем были созданы разные типы рельсов: рудничные, ширококолейные, узкоколейные, крановые, трамвайные и другие. Изменилась инфраструктура железной дороги: в дополнение к имевшимся ее элементам – железнодорожным путям, вокзалам, депо и водокачкам – прибавились и заменили устаревшие технологии устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации и управления движением, а также разного назначения оборудование, здания, строения и сооружения.

 

sovremennyj zheleznodorozhnyj transportСовременный железнодорожный транспорт

 

ВебЛандия предлагает полистать сайты об истории отечественных железных дорог.

 

 

В интернет-проекте, созданном при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, представлен краткий обзор о появлении железных дорог и развитии железнодорожного транспорта в России за последние 3 столетия. Сайт познакомит с именами изобретателей, конструкторов, организаторов и руководителей строительства; размещенные на сайте рисунки, картины и фотографии покажут, как изменилась техника, которая перевозит пассажиров и грузы по железным дорогам нашей большой страны.

 

Сайт «История российских железных дорог»Сайт «История российских железных дорог»

 

 

В этом году отмечается полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали. В связи с этим событием в российском сегменте интернета был запущен документальный проект об истории легендарной стройки. Сайт «БАМ-50» собрал уникальные личные свидетельства ее участников – фотографии, воспоминания, письма, интервью и видеозаписи. Авторы проекта приглашают всех, в чьей личной судьбе есть страница, посвященная БАМу, присоединиться к проекту и рассказать о себе или своих близких в онлайн-летописи.

 

Сайт «БАМ-50»Сайт «БАМ-50»

 

 

На сайте веселого паровозика Ту-Ту для деток 4-6 лет есть сказки про поезда и разную технику, игры, стихи, загадки и другие занятия для досуга. Для родителей есть полезная информация о том, для чего детям важно разгадывать кроссворды, складывать оригами и раскрашивать картинки, как научить ребёнка читать быстро, как выбрать детскую книжку и пр.

 

Сайт «Ту-Ту Клуб»Сайт «Ту-Ту Клуб»

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.