.
Что почитать? 2025 – выпуск 4

21 ноября 2025 год в 13:00 (мск) состоится четвёртый выпуск из Всероссийского цикла тематических обзоров новинок отечественных издательств, выпускающих литературу для детей и подростков «Что почитать?» для специалистов в области детской литературы.

Профессиональная переподготовка «Библиотечно-информационное обслуживание детей» - 2026

Центр непрерывного образования Российской государственной детской библиотеки приглашает специалистов библиотечно-информационной сферы на обучение по программе профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационное обслуживание детей» (416 академических часов).
Срок обучения: 16 февраля – 15

Шорт-лист конкурса буктрейлеров «Мир профессий на книжной полке»

Опубликован шорт-лист Конкурса видеороликов «Мир профессий на книжной полке» (2025г.), который проводится Российской государственной детской библиотекой в рамках проекта «Профориентация в библиотеке онлайн».
Конкурс «Мир профессий на книжной полке» проводится среди библиотекарей.

IV Всероссийский дискуссионный научно-практический семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики»

11 декабря 2025 года Российская государственная детская библиотека в гибридном формате проводит IV Всероссийский дискуссионный научно-практический семинар для библиотек РФ, обслуживающих детей «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики».

Памятные даты 2026

Сотрудниками Сектора научной библиографии Центра библиографии детской литературы РГДБ подготовлен очередной выпуск информационно-библиографического издания «Памятные даты 2026 года: литература, искусство», в который включены имена детских писателей, художников-иллюстраторов, классиков русской, зарубежной

Экспертный совет по детской литературе подготовил третий рекомендательный список книг за 2025 год

Российская государственная детская библиотека представляет третий в 2025 году рекомендательно-библиографический список литературы, подготовленный Экспертным советом по детской литературе при Секции детских библиотек РБА. В этот список вошли произведения художественной и познавательной литературы,

Календарный план мероприятий РГДБ на IV квартал 2025 года

Предлагаем ознакомиться с планом мероприятий РГДБ, к которым могут присоединиться специалисты библиотек, обслуживающих детей, в IV квартале 2025 года.

III Всероссийский конкурс для библиотек «Изучаем чтение»

Секция по чтению и Секция детских библиотек Российской библиотечной ассоциации при поддержке Российской национальной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки объявляют о старте Третьего Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение».

Всероссийский конкурс буктрейлеров среди библиотекарей «Мир профессий на книжной полке»

Российская государственная детская библиотека объявляет о проведении Всероссийского конкурса буктрейлеров среди библиотекарей «Мир профессий на книжной полке», который проводится при поддержке Министерства культуры РФ.

Национальная электронная библиотека. Дети: возможности ресурса и особенности подключения к виртуальному читальному залу

23 апреля 2025 года в 12:00 Российская государственная детская библиотека проводит для специалистов библиотек Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, обслуживающих детей, цикл лекций и мастер-классов по актуальным вопросам комплектования, библиотечных фондов. Лекторий

previous arrow
previous arrow
next arrow
next arrow

12–13 апреля 2023 года Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры РФ и в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА провела Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Библиотека, открытая для всех: новые возможности обслуживания детей».

 

seminar biblioteka otkrytaya dlya vsekh novye vozmozhnosti obsluzhivaniya detejЕкатерина Тимошкина, Елизавета Ефремова, Ольга Мезенцева

 

Основными темами для обсуждения стали: нормативное обеспечение деятельности библиотек, обслуживающих детей; инновационные практики и технологии продвижения детской книги и чтения в библиотеках; новые подходы в популяризации фондов детской литературы; электронные ресурсы и сервисы библиотечного обслуживания в аспекте спроса и предложения; опыт регионов по реализации программы «Пушкинская карта», в библиотеках, обслуживающих детей; эффективные инструменты продвижения библиотек в социальных сетях и другие.

В работе семинара приняли участие 3 500 (из них 157 – очно) зарегистрированных специалистов из 88 регионов РФ. Среди них – ведущие специалисты в области библиотечного обслуживания детей, представители общественных и издательских организаций, учреждений культуры и образования, литературоведы, детские писатели и СМИ.

Просмотры на канале YouTube и VK Видео составили более 16 тыс., показы на платформе PRO.Культура.РФ – более 114 000.

Пленарное заседание открыла О. П. Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ, канд. пед. наук, которая отметила актуальность темы обслуживания детей в современном мире.

Сотрудники отделов обслуживания – это те люди, с которыми юный читатель впервые встречается в библиотеке, именно от них зависит будет ли он и дальше ходить в библиотеку», – добавила она. 

Ольга Петровна также зачитала приветствие от заместителя Министра культуры РФ Н. А. Преподобной:

Дети неизменно находятся в центре внимания государственной политики. Именно благодаря внедрению современных форм работы и инструментов, понятных юным читателям, библиотеки находятся в активном диалоге с подрастающим поколением, способны в полной мере выполнять социальную миссию информационных, просветительских и культурных центров».

С приветственным словом выступил М. Д. Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, канд. пед. наук. В выступлении Михаил Дмитриевич подчеркнул, что сегодня обслуживание детей – чрезвычайно важная основа библиотечной деятельности, а также использовал термин «детификация», показывающий активный рост детей в библиотеках страны.

 

Афанасьев Михаил ДмитриевичМихаил Афанасьев

 

В рамках пленарного заседания Н. Н. Поскрёбышева, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, канд. психол. наук представила доклад «Современный ребёнок: стабильность и изменчивость в развитии», посвящённый психологическим особенностям подрастающего поколения, и трансформации отношения к детству на протяжении последних десятилетий.

 

Поскребышева Наталия НиколаевнаНаталия Поскребышева 

 

О. П. Мезенцева в докладе «Библиотечно-информационное обслуживание детей: стратегии развития и новые подходы» познакомила специалистов библиотек с первыми результатами Всероссийского исследования «Инновационные практики организации библиотечно-информационного обслуживания детей», в котором приняли участие 250 библиотек из 73 субъектов РФ. Исследование показало, что самым распространенным вариантом помещения для детей является зал для крупных мероприятий и компьютерный зал, виртуальные выставки – наиболее распространённый метод раскрытия фонда детской литературы, а аппликация и конструирование из бумаги и картона – самый востребованный мастер-класс у детей и подростков.

Т. С. Ананова, директор Департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки в своём докладе «Библиотеки нового поколения: функциональность в дизайн проектах детских библиотек» объяснила, на что стоит обратить особое внимание при модернизации детской библиотеки, в особенности при организации библиотечного пространства обновлённой библиотеки.

 

Ананова Тамара Сергеевна Тамара Ананова

 

Пленарное заседание завершилось выступлением заместителя декана факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, доцента кафедры теории и экономики СМИ, канд. филол. наук А. В. Толоконниковой. Анна Владимировна прочла доклад «Роль современной библиотеки в медиаобразовании детей: новые возможности и перспективы», на котором ответила на актуальные вопросы: нужны ли детям уроки медиаграмотности и какую роль в этом может сыграть библиотека, а также почему важно учить детей осознанному чтению.

 

Анна Владимировна ТолоконниковаАнна Толоконникова

Живой интерес у участников семинара вызвала открытая лекция А. М. Мазурицкого, декана библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, д-ра пед. наук, профессора. В лекции «Личность ребёнка: формирование и развитие. Задачи детских библиотек» Александр Михайлович рассказал о роли книги и библиотеки в формировании внутреннего мира ребёнка и подробно представил опыт работы библиотек страны по приобщению детей к чтению.

На дискуссионной площадке «Программа “Пушкинская карта” в библиотеках, обслуживающих детей: практические аспекты внедрения» эксперты О. П. Мезенцева, К. А. Белькевич, заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Л. А. Казаченкова, главный редактор журнала «Современная библиотека» и А. М. Минаев, директор платформы PRO.Культура.РФ, а также участники – Н. С. Абрамова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Пушкина, Н. И. Бочкарёва, директор Нижегородской государственной областной детской библиотеки имени Т. А. Мавриной, Т. Р. Григорьева, директор Республиканской детско-юношеской библиотеки Республики Чувашия, М. К. Кузнецова, заместитель директора по библиотечному обслуживанию Белгородской государственной детской библиотеки им. А. А. Лиханова, Н. Н. Куликова, заместитель директора Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи, Е. В. Петрова, директор Ярославской областной детской библиотеки им. И. А. Крылова, Л. Г. Духанина, заместитель директора по инновационной деятельности Томской областной детско-юношеской библиотеки и Т. А. Сдобникова, директор Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи обсудили острые вопросы, касающиеся реализации программы «Пушкинская карта» в библиотеках: передовой опыт библиотек РФ, обслуживающих детей, по реализации программы, особенности и методы продвижения событий, правила оформления анонсов, технические требования к участникам и общие проблемы реализации программы в библиотеках, обслуживающих детей.

 

 дискуссионная площадка

 

С большим успехом прошла творческая встреча с Екатериной Соболь, писателем, лингвистом, преподавателем, лауреатом премии журнала «Мир фантастики» в номинации «Лучшая детско-юношеская фантастика года».

 

Екатерина СобольЕкатерина Соболь

 

В конце первого дня семинара Е. В. Ефремова, психолог, преподаватель, социолог технологий управления провела тренинг «Общаемся правильно: формирование навыков эффективной коммуникации с читателями». Елизавета Валериевна продемонстрировала эффективные методы по преодолению конфликтов в библиотеках, а также рассмотрела способы развития навыков по формированию позитивного имиджа библиотеки.

 

Елизавета Валериевна ЕфремоваЕлизавета Ефремова

 

После тренинга в Большом выставочном зале открылась персональная художественная выставка «Михаил Бычков. Иллюстрации и книги», одного из самых ярких отечественных иллюстраторов. Гости семинара увидели оригинальные иллюстрации к книгам «Алые паруса» Александра Грина, «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Волшебные сказки» Шарля Перро, «Медный всадник» Александра Пушкина, а также узнали, как они создавались.

Второй день семинара начался с открытой лекции «Читать – это интересно! (Разговор со школьниками о русской литературе)» А. В. Фёдорова, главного редактора издательства «Русское слово», преподавателя русского языка и литературы, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, члена президиума Общества русской словесности, д-ра филол. наук. Алексей Владимирович рассмотрел педагогические приёмы по повышению мотивации к чтению и рассказал, как бороться с проблемой утраты интереса к книге у школьников.

 

Алексей Владимирович ФедоровАлексей Федоров

 

В рамках круглого стола «Фонд детской литературы: новые подходы к раскрытию и продвижению» выступили Н. Э. Костюшина, заведующий центром библиографии детской литературы РГДБ, Ю. П. Кулюкина, заведующий молодежным центром «БиблиоДвиж» Мурманской областной детско-юношеской библиотеки им. В. П. Махаевой, А. Е. Арапова, ведущий методист Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака, В. В. Семёнова, заведующий библиотекой № 169 «Проспект» ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО», Т. Г. Лозинская, начальник педагогического отдела Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького, а также Л. К. Науменко, ведущий библиограф детского зала Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино. Участники семинара познакомились с деятельностью экспертного совета по детской литературе и рекомендательными ресурсами РГДБ, нестандартными подходами в популяризации и раскрытии фонда научно-популярной литературы, интерактивными занятиями для детей дошкольного возраста, практиками театральных постановок в библиотеках, опытом создания интерактивного электронно-бумажного читательского дневника и клубным форматом интерактивных чтений на иностранных языках.

 

natalya kostyushina natalya ruban

 

Тематическое заседание «Инновационные практики и технологии приобщения к детской книге и чтению в библиотеках для детей» было посвящено эффективным способам продвижения книги и чтения в т.ч. с помощью медиаконтента, успешным методам работы РГДБ с диафильмами, опыту реализации программы «Человек собаке друг» в Библиотеке семейного чтения города Ломоносова (г. Санкт-Петербурга) и новым компетенциям библиотекарей в работе с детьми и семейному проекту «#НЯМ_завтрак».

На круглом столе «Практика использования цифровых сервисов и ресурсов в библиотечном обслуживании» выступили: А. С. Карауш, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, канд. техн. наук, Е. А. Мельник, заведующий научно-методическим отделом Луганской библиотеки для детей, А. В. Ремнев, руководитель отдела технической поддержки ООО «А-Реал Консалтинг» и А. Д. Михайлова, менеджер по продажам ООО «А-Реал Консалтинг», а также Тим Говердовский, генеральный директор ООО «Библиотека». Специалисты рассмотрели интерактивные и мультимедийные технологии в деятельности современной библиотеки, ключевые IT-компетенции специалистов библиотек, обслуживающих детей, электронные ресурсы и сервисы РГДБ, особенности формирования информационной культуры современных детей, вопросы применения современных RFID технологий в детских библиотеках, а также новые возможности использования современных контент-фильтров для библиотек.

 

Заключительным мероприятием семинара стал мастер-класс К. Н. Якунчиковой, заведующего отделом литературы и материалов по искусству Центральной городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров (Нижегородской области). На мастер-классе были представлены эффективные инструменты продвижения библиотеки, обслуживающей детей, в социальной сети ВКонтакте. Особое внимание Ксения Николаевна уделила созданию вовлекающего контента, который помогает удерживать внимание читателей и пользователей библиотек.

Со всеми материалами Всероссийского семинара, включая презентации и видеозаписи, можно ознакомиться на сайте научно-методического отдела РГДБ.

 

Фото: пресс-служба РГДБ 

Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.