6-7 апреля 2022 г. Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА провела Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей: «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей» в гибридном формате.
В работе семинара приняли участие 1 810 зарегистрированных специалистов из 85 регионов России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Среди них — руководители и сотрудники федеральных, национальных, республиканских, краевых, областных и муниципальных библиотек, обслуживающих детей, в том числе школьных. Просмотры на канале YouTube и VK Видео составили более 13 тыс., показы на платформе PRO.Культура.РФ — более 146 500.
Со всеми материалами семинара, включая презентации и видеозаписи, можно подробнее познакомиться на сайте научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки (metodisty.rgdb.ru) по ссылке.
Полная версия пост-релиза семинарапо ссылке.
Основными вопросами для обсуждения стали: нормативное обеспечение методической деятельности библиотек; методическая поддержка реализации Национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных детских библиотек; особенности формирования новых профессиональных компетенций специалиста по библиотечно-информационной деятельности; практика и технологии организационно-методической деятельности библиотек, обслуживающих детей; эффективные инструменты продвижения библиотек в социальных сетях и другие.
Пленарное заседание семинара открыла М. А. Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ. Мария Александровна отметила важность и значимость методической деятельности в работе детских библиотек. В своем выступлении она подчеркнула, что в настоящее время в состав рабочих групп региональных проектных офисов по созданию модельных муниципальных библиотек входят представители детских центральных библиотек РФ. Мария Александровна рассказала о визите Министра культуры РФ Ольги Борисовны Любимовой в РГДБ, в ходе которого было проведено рабочее совещание с коллективом РГДБ и детскими писателями. В завершение выступления Мария Александровна сообщила о проведении в этом году совместного ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных библиотек России и директоров библиотек РФ, обслуживающих детей.
С приветственным словом и докладом «Особенности методической работы в современных условиях» выступил М. Д. Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, канд. пед. наук. Михаил Дмитриевич в докладе осветил исторические факты и особенности методической работы. А также подробно охарактеризовал основные направления работы методических отделов современных библиотек.
О. П. Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ, канд. пед. наук в докладе «Методическая деятельность библиотек РФ, обслуживающих детей: первые итоги Всероссийского исследования» представила статистический анализ работы методических отделов библиотек, обслуживающих детей. Исследование показало, что в подавляющем большинстве центральных библиотек РФ (97%) есть подразделение, осуществляющее методическую деятельность. Средний стаж работы сотрудников — от 1 до 5 лет, в большинстве случаев возраст сотрудников — от 30 до 50 лет. 42% сотрудников имеют высшее образование. В заключении выступления Ольга Петровна, ссылаясь в том числе на «Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года», подчеркнула нужность и важность методической работы.
С докладом «Библиотечное обслуживание детей в условиях реализации стратегии цифровой трансформации образования» выступил Д. А. Иванченко, заведующий методическим отделом Информационного центра Научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского РАО, канд. социол. наук. Дмитрий Алексеевич рассказал о проведении ежегодного мониторинга школьных библиотек, а также обратил внимание слушателей на образовательное направление деятельности, которое методисты должны поддерживать и развивать.
С. С. Мокров, руководитель Управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры РФ выступил с докладом «Система единого статистического учета в Российской Федерации: итоги сбора сведений о деятельности библиотек в 2021 году». Согласно исследованию, детские библиотеки составляют 8% от всех библиотек РФ, доступ в интернет есть в 98% библиотек, собственный сайт или интернет страницу имеют 33% детских библиотек, однако лишь 16% библиотек доступны для лиц с нарушением слуха и 36% — для лиц с нарушение опорно-двигательного аппарата.
Большой интерес у участников вызвала открытая лекция «Библиотечная модернизация в теории и практике методической деятельности» С. А. Басова, заведующего научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, канд. пед. наук. Сергей Александрович подробно остановился на анализе библиотечной деятельности в условиях цифровизации общества сквозь призму понятий «культура» и «цивилизация». Также он подробно рассмотрел особенности модернизации и трансформации библиотек и пути их обновления в рамках национального проекта «Культура». Особое внимание Сергей Александрович уделил раскрытию инновационной сущности методической деятельности в библиотечной сфере.
Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, предоставил участникам возможность посетить открытые лекции, мастер-классы, услышать ведущих специалистов, обменяться методическим опытом с коллегами и обсудить направления сотрудничества. Семинар состоялся в гибридном формате, что позволило принять участие в мероприятии специалистам из всех субъектов РФ.