fbpx
.

Жизнь великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова полна загадок. Неизвестен даже точный год его рождения – 1766, 1768 или 1769. Но большинство исследователей все-таки склоняются к версии, что Иван Андреевич появился на свет 13 февраля (по старому стилю – 2 февраля) 1769 года в Москве.

 

Научно-библиографический отдел Российской государственной детской библиотеки провел целое исследование жизни и творчества великого писателя, представив нам настоящего Ивана Андреевича.

 

Волков Р.М. Портрет баснописца Ивана Крылова. 1812 год.

 Волков Р. М. Портрет баснописца Ивана Крылова. 1812 год.

 

7 неожиданных фактов о жизни Ивана Андреевича Крылова,
которые заставят вас перечитать его книги.

 

1. Маленький Ваня Крылов мог погибнуть от рук Пугачева.

Отец Ивана Крылова, Андрей Прохорович, был армейским офицером. В 1773 году капитан А. П. Крылов был послан в войска для защиты Яицкого городка (ныне Уральск, Западный Казахстан) от бунтовщиков-пугачёвцев. А маленький Ваня с мамой, Марией Алексеевной, находились в это время в Оренбурге, осаждённом пугачёвскими войсками. Позднее в бумагах Пугачёва были найдены списки людей, которых он приказал повесить. В их числе были и жена капитана Крылова, и его сын.

 

2. Прежде чем стать знаменитым баснописцем, Иван Крылов попытался стать драматургом.

Юный Иван Крылов сначала пробовал сочинять стихи, а потом увлекся театром. Вдохновленный пьесой-оперой «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленной московскими актёрами, Крылов занялся сочинением своей собственной оперы. И в 1783 году Крылов завершил своё первое драматическое произведение – комическую оперу в стихах «Кофейница» - о незлобивости крестьян, тиранстве провинциальной помещицы-крепостницы, плутнях приказчика и гадалки-кофейницы.

 

Заглавный лист и страница либретто комической оперы

 Заглавный лист и страница либретто комической оперы "Кофейница".

 

«Кофейницу» Крылов отнёс владельцу типографии и нотопечатни, немцу Б. Ф. Брейткопфу. Типографщику опера понравилась, и он решил напечатать её (хотя издать оперу так и не удалось, при жизни автора не попала она и на сцену). Вместо предложенного гонорара, шестидесяти рублей, Иван Крылов попросил на эту сумму книг и так стал обладателем сочинений французских классиков - Расина, Мольера, Буало.

 

Настоящий успех к Крылову–драматургу пришел в 1806 году. Его пьесы «Модная лавка» (1806 год) и «Урок дочкам» (1807 год) пользовались огромным успехом у публики. Ценители театра ожидали от него новых пьес, но он решил пойти по другому пути.

 

3. Иван Крылов заложил основы русской театральной критики.

Первые басни Крылова – «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» были напечатаны в 1788 году в журнале «Утренние часы». Но эти произведения ещё ничем не напоминали басни «дедушки Крылова». Зато Иван Андреевич увлекся типографским делом и взялся за издание собственного сатирического журнала «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского волшебника Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Этот журнал напоминал, скорее, книгу очерков и рассказов о великих царях древности, героях, мудрецах, гномах и земных людях. Но в стране, о которой рассказывалось в журнале, легко угадывалась тогдашняя Россия. Многие строки волшебника Маликульмулька представляли собой едкую сатиру на Екатерину II и её вельмож.

 

Титульная страница журнала

Титульная страница журнала "Зритель". 

 

Когда, спустя 8 месяцев, журнал «Почта духов» был закрыт, Иван Андреевич с друзьями стал выпускать журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В нём можно было прочитать описание состояния русской сцены, анализ репертуара и актёрского исполнения, а также любопытные заметки о поведении зрителей во время представления и театральном быте. По сути это было началом русской театральной критики.

 

4. Слава русского баснописца началась с тоненького сборника басен.

Весной 1809 года была выпущена первая книга басен Крылова. Этот тоненький сборник имел ошеломляющий успех. В 1811 году была издана вторая книга «Новые басни», которая дополняла первую. Слава лучшего русского баснописца была отныне незыблемо утверждена. Даже Российская академия, прежде отвергавшая писателя, была вынуждена признать его заслуги: в 1811 году Крылов был избран в члены Академии.

 

 

Сначала в творчестве Ивана Крылова преобладали переводы или переложения басен Лафонтена («Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок»). Но, даже заимствуя сюжет, Крылов создавал своё, оригинальное произведение, русское по духу. Постепенно Иван Андреевич начал находить всё больше самостоятельных сюжетов. Его басни часто становились откликом на злободневные события российской жизни.

 

За всю жизнь Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Они издавались огромными тиражами. Крыловскими баснями искренне восхищался А. С. Пушкин, их читали и учили наизусть дети и взрослые, аристократы и крестьяне.

 

5. Иван Крылов был великим библиотекарем.

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку на должность помощника библиотекаря.

 

Библиотека

 

Рядом с Иваном Андреевичем тогда трудились переводчик «Илиады» Гомера поэт Н. И. Гнедич, знаток славянской филологии А. Х. Востоков, переводчик «Ифигении» и «Федры» Ж. Расина М. Е. Лобанов, романист и драматург М. Н. Загоскин, поэт барон А. А. Дельвиг.

 

Ивану Андреевичу нравилось работать в Библиотеке. Сначала он служил там в качестве помощника библиотекаря, затем – библиотекаря и заведующего Русским отделением. На него была возложена задача создать фонд отечественной литературы. Иван Андреевич сам занимался комплектованием. И если в 1808 году в Библиотеке имелось лишь 4 книги на русском языке, то в 1829 году фонд отечественной литературы составлял 10 006 русских книг, не считая дублетов. К марту 1836 году в Русском отделении хранилось уже более 26 000 томов и 10 000 томов дублетов.

 

С первых лет службы и до конца 1820-х Иван Андреевич сам описывал поступающие в Библиотеку книги на карточках, сведения с которых переносились писцами в каталожные книги. Он впервые ввёл описание книг под коллективным автором. И первым в истории библиотечного дела на практике применил систему шифровки книг «с одновременным проставлением шифров в каталоге, связывая местонахождение книги с каталогом».

 

6. Друзья звали Ивана Крылова «Соловей», а современники считали его лежебокой и обжорой.

Иван Андреевич Крылов был необычайно одарённым человеком. Ему было за пятьдесят, когда он на спор с Н. И. Гнедичем за два года без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком. Он был прекрасным скрипачом и увлекался рисованием.

 

Чтение

Чтение "Демьяновой ухи" в "Беседе любителей русского слова". 

 

В обществе Ивана Андреевича Крылова было занимательно и интересно. Один из современников оставил такое свидетельство о Крылове: «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверно: часто не находилось места в зале, гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни одного слова».

 

В кругу друзей Иван Крылов получил прозвище «Соловей». Одновременно с этим в глазах современников Крылов представал ленивым лежебокой, лукавым обжорой и обаятельным неряхой.

 

Иван Андреевич ещё при жизни стал героем анекдотов. Однажды, к примеру, Ивана Андреевича пригласили на маскарад. Это событие привело баснописца в мрачное расположение духа. «Не знаю, в какое платье облачиться», - пожаловался Крылов одной знакомой даме. «А вы бы помылись, побрились, оделись бы чистенько, вас никто бы не узнал», - не задумываясь, ответила та.

 

7. Выход своей последней книги Иван Андреевич приурочил к своей смерти.

Последнее прижизненное издание содержит 197 басен. Выход книги писатель «приурочил» ко дню своей смерти. Приглашение на похороны Ивана Андреевича Крылова его друзья и знакомые получали вместе с этой книгой басен. На титуле книг значилось: «Приношение. На память об Иване Андреевиче Крылове. По его желанию».

 

 

Иван Андреевич Крылов скоропостижно скончался от пневмонии 21 ноября (по старому стилю – 9 ноября) 1844 года. Баснописец был похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

 

Сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова император Николай I дал разрешение на сооружение памятника великому баснописцу. Хотя в ту эпоху было принято ставить памятник лишь спустя 50 лет после смерти человека. Исключение было сделано лишь для Николая Михайловича Карамзина, Гавриила Романовича Державина и Ивана Андреевича Крылова.

 

 

Хотите узнать больше о жизни этого удивительного человека, смотрите виртуальную выставку, посвященную 250-летию Ивана Андреевича Крылова. Это не просто достоверный рассказ о жизни писателя, напоминающей увлекательный роман, но и полный список изданий Крылова, которые хранятся в фондах нашей библиотеки и в Национальной электронной детской библиотеке, а также исчерпывающий список книг и статей, посвященных величайшему баснописцу.

 

 

 

 

13.02.2019