19 мая 2021 г. в Российской государственной детской библиотеке в гибридном формате состоялся XII Ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».
В нем приняли участие студенты и слушатели Московских ВУЗов (Московского государственного института культуры, Московского педагогического государственного университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского института психоанализа, Учебного Центра Российской государственной детской библиотеки) и молодые исследователи-практики (библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи, представители издательств («Детская литература», «Проспект»).
Онлайн формат позволил принять участие в работе круглого стола студентам и специалистам из разных регионов России: Вологды, Липецка, Краснодара, Владимира, Рыбинска и др.
В этом году обсуждались следующие темы:
- Теоретические аспекты изучения детского чтения и детской литературы (выступления студенток 4 курса факультета начального образования МПГУ М. Р. Коляновой и П. Г. Ежовой (г. Москва) «Читательские интересы младших школьников: по результатам анкетирования» и студентки 5 курса факультета начального образования Института детства МПГУ, библиотекаря РГДБ А. М. Дроздовой (г. Москва) «Формирование умений анализировать художественный текст у детей младшего школьного возраста»).
- Влияние чтения на психическое развитие дошкольника (выступления воспитателей Дошкольного отделения "Семицветик" ГБОУ Школа № 1512 Е. С. Асаевой (г. Москва) «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста при восприятии литературных произведений на примере знакомства с персонажами славянской мифологии» и Е. С. Мошковой (г. Москва) «Театрализация как способ развития интереса к художественной литературе»).
- Семейное чтение как практика психического развития ребенка (выступления заместителя директора по методической работе АО Издательство "Детская литература" Н. В. Песчанской (г. Москва) «Семейные чтения «Детской литературы»: уходящая традиция или вечная ценность?» и бакалавра психологии, психолога-консультанта Л. Д. Захаровой (г. Долгопрудный, Московская область) «Взаимосвязь совместного чтения художественной литературы и особенностей детско-родительских отношений в семьях с младшими школьниками»).
- Библиотека как институт приобщения детей и подростков к чтению (выступления воспитателя ГБОУ Школа № 534 Е. Г. Логиновой (г. Москва) «Приобщение дошкольников к детской художественной литературе: сотрудничество семьи, детского сада и библиотеки» и библиотекаря МАУК "Муниципальная библиотека Левобережья А. Г. Тутыниной (г. Дубна, Московская область) «Информационно-аналитическое обеспечение детской библиотеки»).
- Онлайн практики по приобщению детей и подростков к чтению (выступления ведущей онлайн клуба по чтению для детей А. В. Кулаковой (г. Москва) «Книжный клуб онлайн для младших школьников» и методиста РГДБ, слушателя курсов переподготовки РГДБ А. С. В. Коняшкиной (г. Москва) «Онлайн-практики по поддержке семейного чтения: по материалам исследований РГДБ».)
- Роль книги в воспитании будущего читателя (выступления магистрантки 2 курса программы подготовки «Русская литература в полилингвальном мире» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Д. С. Сычуговой (г. Москва) «Коллекция Л.Э. Котсена и деятельность Принстонского университета: рецепция советской детской литературы 1920-гг.» и генерального директора издательства ООО «Проспект» Л. В. Рожникова (г. Москва) «Серия "книга в книге". Новый опыт прочтения классических произведений русской литературы»; выступления в формате видео студентки 4 курса филологического факультета Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина А.Ф. Липинской (г. Москва) «Литература о Петре I для школьников младшего, среднего и старшего возраста» и магистрантки 1 курса программы «Русская литература в полилингвальном мире» Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина; В. Р. Решетниковой (г. Москва) «Диалог поколений: советская фантастика для современной молодёжи на примере произведений И. А. Ефремова и А. П. Казанцева».
- Приобщение к чтению особых групп детей (выступление магистрантки 2 курса программы подготовки «Русская литература в полилингвальном мире» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Н. Д. Шамовой (г. Москва) «Опыт чтения современной детской литературы с детьми-билингвами в онлайн-формате»).
Участники круглого стола отметили важность продолжения встреч, которые дают возможность представить результаты своих исследований, получить опыт их обсуждения, а главное, находить единомышленников в вопросах изучения детского и подросткового чтения и исследования практик и возможностей приобщения к чтению подрастающего поколения.
По итогам проведения круглого стола планируется издание электронного сборника статей, который будет размещен на сайте РГДБ.
Видеозапись круглого стола можно посмотреть на YouTube канале РГДБ.
- Асаева Е. С. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста при восприятии литературных произведений на примере знакомства с персонажами славянской мифологии
- Ежова П. Г., Колянова М. Р. Читательские интересы младших школьников: по результатам анкетирования
- Захарова Л. Д. Взаимосвязь совместного чтения художественной литературы и особенностей детско родительских отношений в семьях с младшими школьниками
- Коняшкина А. С. В. Онлайн-практики по поддержке семейного чтения: по материалам исследований РГДБ
- Кулакова А. В. Книжный клуб онлайн для младших школьников
- Логинова Е. Г. Приобщение дошкольников к детской художественной литературе: сотрудничество семьи, детского сада и библиотеки
- Песчанская Н. В. Семейные чтения «Детской литературы» уходящая традиция или вечная ценность
- Сычугова Д. С. Коллекция Л. Э. Котсена и деятельность Принстонского университета: рецепция советской детской литературы 1920-гг.
- Тутынина А. Г. Информационно-аналитическое обеспечение детской библиотеки
- Шамова Н. Д. Опыт чтения современной детской литературы с детьми-билингвами в онлайн-формате