fbpx
.

imgonline com ua Osvetlenie fmb5H94UcL51 1

7-8 октября 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения». Темой конференции в 2022 году стала поэзия в круге чтения детей и подростков.

В конференции приняли участие более 680 специалистов из 75 субъектов РФ. Из них очно более 100 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Тульской, Калужской, Ивановской, Новосибирской, Саратовской, Тверской, Краснодарской, Архангельской, Свердловской, Московской областей и Республики Удмуртия.
Трансляция мероприятий конференции набрала более 1,5 тыс. просмотров.

ЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ

7 октября:

Пленарное заседание 10.30 – 13.30 


Круглый стол 2 «Детская и подростковая поэзия: от классики к современности» 14.30 – 16.00  

 8 октября:

Открытая лекция Матрусовой Александры Николаевны «Полюбить стихи непросто...» Проблемная лекция 10.30-11.30 


Мастер-класс «Стихи на проводе» 12.00-13.00 

Закрытие конференции 17.15 – 18.15 

 С приветственным словом к участникам конференции обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук.

IMG 0212


В рамках Пленарного заседания докладчики представили свое видение состояния современной детской и подростковой поэзии, а также ее присутствие как в круге чтения современных детей и подростков, так и в работе библиотекарей, работающих с читателями дошкольного и школьного возраста.
Профессор Московского педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук Ирина Николаевна Арзамасцева в своем докладе «Кончено время игры? О власти традиции в детском чтении стихов» говорила о взлетах и падениях игровой поэзии на протяжении последних двух веков. О современной детской поэзии в контексте российской традиции также рассуждала кандидат филологических наук, доцент, автор учебников, учебных и методических пособий по детской литературе и детскому чтению Зинаида Александровна Гриценко.

IMG 0222IMG 0251


Ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Наталья Григорьевна Малахова в своем выступлении обратила внимание на особую роль поэзии в жизни дошкольника – того периода детства, когда закладываются основы как личности ребенка, так и его становления как читателя, в том числе умеющего услышать и прочувствовать именно поэтическую речь.

IMG 0286IMG 0316


Главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара города Москвы Татьяна Валерьевна Рудишина представила доклад о поэзии для подростков: что издаётся, что пишется и как читается современными подростками. Ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат экономических наук, доцент Любовь Фридриховна Борусяк представила результаты исследования поэтических сообществ в социальной сети ВКонтакте: что думает о поэзии современная молодежь и какие авторы наиболее популярны у ее представителей.

IMG 0378IMG 0299 1


В завершении Пленарного заседания прозвучал доклад «Библиотекари о чтении поэзии: по результатам опроса РГДБ» заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидата социологических наук, доцента Елены Андреевны Колосовой. Представленные в докладе результаты опроса показали, что в основном библиотекари работают с классической детской поэзией и используют в своей работе такие формы работы, как викторины и конкурсы. И только четверть библиотекарей проводят с детьми и подростками литературные занятия, в том числе в клубах и студиях.
В первый день конференции прошла параллель дискуссионных круглых столов.

IMG 0396 1imgonline com ua Osvetlenie 3FT9KU70ifFQXVtTIMG 0412 копия


Первый круглый стол был посвящен роли поэзии в развитии ребенка. Вопрос, который обсуждался на этом круглом столе: «Зачем детям и подросткам читать стихи?».
В рамках второго круглого стола «Детская и подростковая поэзия: от классики к современности» дискуссия развернулась вокруг вопроса преемственности традиций классической поэзии в современной детской и подростковой.
Третий круглый стол был посвящен библиотечной педагогике. Участники круглого стола обсуждали, как читать стихи с детьми и подростками, что необходимо учитывать при организации в библиотеке занятий по поэзии.
Завершился первый день конференции линейкой мастер-классов от писателей, издателей специалистов библиотек Москвы и Архангельска.

IMG 0488


Второй день конференции начался с открытой лекции «Полюбить стихи непросто...» доцента кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидата филологических наук Александры Николаевны Матрусовой. В ходе лекции участники конференции познакомились с творчеством современных российских детских поэтов и открыли для себя новые имена.

 


Продолжился второй день представлением мастер-класса «Стихи на проводе» от ведущих психологов Российской государственной детской библиотеки Натальи Григорьевны Малаховой, Анастасии Олеговны Макаровой и Надежды Анатольевны Потмальниковой.

imgonline com ua Osvetlenie zAxl3DFt2O8xIMG 0566


Во второй половине дня прошли две линейки мастер-классов от представителей библиотек и книжных клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Новосибирска и Верхней Пышмы Свердловской области.

IMG 0584IMG 0608 1imgonline com ua Osvetlenie k4qpJ4XZ9fPtG 1


На конференции были представлены стендовые доклады от специалистов библиотек из Архангельска, Оренбурга, Ростова-на-Дону и Таганрога.
В завершении конференции участники традиционно отметили высокий уровень подготовки конференции, научную наполненность, интеллектуальную и эмоциональную насыщенность мероприятий, а также практическую значимость для библиотечного и педагогического сообществ.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДЧИКОВ

Пленарное заседание 

Поэзия для подростков: что издаётся, что пишется. А читается ли? Рудишина Татьяна Валерьевна, главный библиотекарь ГБУК г. Москвы «Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара» (г. Москва)

Поэтические сообщества в социальной сети ВКонтакте: что думает о поэзии современная молодежь? Борусяк Любовь Фридриховна, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат экономических наук (г. Москва)

Кончено время игры? О власти традиции в детском чтении стихов Арзамасцева Ирина Николаевна, профессор Московского педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук (г. Москва)

Библиотекари о чтении поэзии: по результатам опроса РГДБ Колосова Елена Андреевна, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук, доцент (г. Москва)

Мастер-классы

Рифмы на каждый день Белоус Юлия Юрьевна, заведующий филиалом «Детская библиотека им. А. М. Волкова» Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Калининского района» (г. Новосибирск)

Стихи для самых маленьких: опыт проведения семейного онлайн-марафона «Босиком по лету» Лапина Анна Станиславовна, психолог, библиотекарь методического отдела Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Архангельск)

Открытая лекция

«Полюбить стихи непросто...» Матрусова Александра Николаевна, доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидат филологических наук (г. Москва)

СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

Стихи для самых маленьких: опыт проведения семейного онлайн марафона «Босиком по лету»


Лапина Анна Станиславовна, психолог, библиотекарь методического отдела Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Архангельск)

#Стихкакпесня – конкурсы и акции Оренбургской областной полиэтнической детской библиотеки как средство приобщения детей и подростков к чтению поэзии
Михайлова Екатерина Владимировна, главный библиотекарь отдела обслуживания детей младшего возраста Государственного бюджетного учреждения культуры «Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека» (г. Оренбург)
 

Конкурс рисунков как средство визуализации поэтических произведений
Рыбак Светлана Викторовна, заведующий отделом методической работы Государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной» (г. Ростов-на Дону)

Вспоминаем или знакомимся: культурологический издательский проект литературного сборника произведений Е. Тараховской и В. Парнаха «Зеркальная душа»
Кирсанова Елена Ивановна, заместитель директора по работе с детьми Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система г. Таганрога» (г. Таганрог)