7-8 октября 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения». Темой конференции в 2022 году стала поэзия в круге чтения детей и подростков.
В конференции приняли участие более 680 специалистов из 75 субъектов РФ. Из них очно более 100 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Тульской, Калужской, Ивановской, Новосибирской, Саратовской, Тверской, Краснодарской, Архангельской, Свердловской, Московской областей и Республики Удмуртия.
Трансляция мероприятий конференции набрала более 1,5 тыс. просмотров.
7 октября:
Пленарное заседание 10.30 – 13.30
Круглый стол 2 «Детская и подростковая поэзия: от классики к современности» 14.30 – 16.00
8 октября:
Открытая лекция Матрусовой Александры Николаевны «Полюбить стихи непросто...» Проблемная лекция 10.30-11.30
Мастер-класс «Стихи на проводе» 12.00-13.00
Закрытие конференции 17.15 – 18.15
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук.
В рамках Пленарного заседания докладчики представили свое видение состояния современной детской и подростковой поэзии, а также ее присутствие как в круге чтения современных детей и подростков, так и в работе библиотекарей, работающих с читателями дошкольного и школьного возраста.
Профессор Московского педагогического государственного университета, доцент, доктор филологических наук Ирина Николаевна Арзамасцева в своем докладе «Кончено время игры? О власти традиции в детском чтении стихов» говорила о взлетах и падениях игровой поэзии на протяжении последних двух веков. О современной детской поэзии в контексте российской традиции также рассуждала кандидат филологических наук, доцент, автор учебников, учебных и методических пособий по детской литературе и детскому чтению Зинаида Александровна Гриценко.
Ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Наталья Григорьевна Малахова в своем выступлении обратила внимание на особую роль поэзии в жизни дошкольника – того периода детства, когда закладываются основы как личности ребенка, так и его становления как читателя, в том числе умеющего услышать и прочувствовать именно поэтическую речь.
Главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара города Москвы Татьяна Валерьевна Рудишина представила доклад о поэзии для подростков: что издаётся, что пишется и как читается современными подростками. Ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат экономических наук, доцент Любовь Фридриховна Борусяк представила результаты исследования поэтических сообществ в социальной сети ВКонтакте: что думает о поэзии современная молодежь и какие авторы наиболее популярны у ее представителей.
В завершении Пленарного заседания прозвучал доклад «Библиотекари о чтении поэзии: по результатам опроса РГДБ» заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидата социологических наук, доцента Елены Андреевны Колосовой. Представленные в докладе результаты опроса показали, что в основном библиотекари работают с классической детской поэзией и используют в своей работе такие формы работы, как викторины и конкурсы. И только четверть библиотекарей проводят с детьми и подростками литературные занятия, в том числе в клубах и студиях.
В первый день конференции прошла параллель дискуссионных круглых столов.
Первый круглый стол был посвящен роли поэзии в развитии ребенка. Вопрос, который обсуждался на этом круглом столе: «Зачем детям и подросткам читать стихи?».
В рамках второго круглого стола «Детская и подростковая поэзия: от классики к современности» дискуссия развернулась вокруг вопроса преемственности традиций классической поэзии в современной детской и подростковой.
Третий круглый стол был посвящен библиотечной педагогике. Участники круглого стола обсуждали, как читать стихи с детьми и подростками, что необходимо учитывать при организации в библиотеке занятий по поэзии.
Завершился первый день конференции линейкой мастер-классов от писателей, издателей специалистов библиотек Москвы и Архангельска.
Второй день конференции начался с открытой лекции «Полюбить стихи непросто...» доцента кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, кандидата филологических наук Александры Николаевны Матрусовой. В ходе лекции участники конференции познакомились с творчеством современных российских детских поэтов и открыли для себя новые имена.
Продолжился второй день представлением мастер-класса «Стихи на проводе» от ведущих психологов Российской государственной детской библиотеки Натальи Григорьевны Малаховой, Анастасии Олеговны Макаровой и Надежды Анатольевны Потмальниковой.
Во второй половине дня прошли две линейки мастер-классов от представителей библиотек и книжных клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Новосибирска и Верхней Пышмы Свердловской области.
На конференции были представлены стендовые доклады от специалистов библиотек из Архангельска, Оренбурга, Ростова-на-Дону и Таганрога.
В завершении конференции участники традиционно отметили высокий уровень подготовки конференции, научную наполненность, интеллектуальную и эмоциональную насыщенность мероприятий, а также практическую значимость для библиотечного и педагогического сообществ.
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОКЛАДЧИКОВ
Пленарное заседание
Мастер-классы
Открытая лекция
Стихи для самых маленьких: опыт проведения семейного онлайн марафона «Босиком по лету»
Лапина Анна Станиславовна, психолог, библиотекарь методического отдела Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Архангельск)
#Стихкакпесня – конкурсы и акции Оренбургской областной полиэтнической детской библиотеки как средство приобщения детей и подростков к чтению поэзии
Михайлова Екатерина Владимировна, главный библиотекарь отдела обслуживания детей младшего возраста Государственного бюджетного учреждения культуры «Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека» (г. Оренбург)
Конкурс рисунков как средство визуализации поэтических произведений
Рыбак Светлана Викторовна, заведующий отделом методической работы Государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной» (г. Ростов-на Дону)
Вспоминаем или знакомимся: культурологический издательский проект литературного сборника произведений Е. Тараховской и В. Парнаха «Зеркальная душа»
Кирсанова Елена Ивановна, заместитель директора по работе с детьми Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система г. Таганрога» (г. Таганрог)