24 ноября 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся Дискуссионный научно-практический семинар для библиотек РФ, обслуживающих детей «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики»
В дискуссионном семинаре приняли участие более 900 специалистов из 60 регионов РФ.
Работа дискуссионного семинара началась с доклада доктора педагогических наук, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Николая Сергеевича Пряжникова. В своем докладе Николай Сергеевич очертил основные проблемы и тенденции в профориентировании современных подростков и молодежи, рассказал, с какими трудностями в этом вопросе сталкиваются как сами подростки, так и те посредники, которые оказывают помощь в выборе профессии: родители, педагоги, библиотекари, социальные работники, сотрудники центров профориентации и т.д. Особый акцент в докладе был сделан на отсутствии в России общего координационного центра, который бы формулировал цели, задачи и направления работы по профориентации подростков и молодежи и объединял работу разных организаций – учреждений образования, культуры, социально защиты и т.д.
Своими успешными и эффективно работающими проектами и практиками профориентационной работы с подростками и старшеклассниками в онлайн формате поделились специалисты библиотек Москвы, Южно-Сахалинска, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Вологды и Нижнего Новгорода. В библиотеках публикуются веб-издания по навигации по образовательным учреждениям региона, проводятся конкурсы видеороликов по профессиям, профориентационные онлайн-клубы и онлайн-консультации, обзоры книг по выбору профессии, организуются встречи с профессионалами, в том числе в формате стендапа.
Ведущим научным сотрудником отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Александрой Викторовной Березиной был представлен проект Российской государственной детской библиотеки «Профориентация в библиотеке онлайн», целью которого является создание онлайн-площадки для обмена опытом по проведению в библиотеках профориентационных мероприятий в онлайн-формате для подростков и молодежи, а также для объединения на едином ресурсе всех онлайн-продуктов библиотек, направленных на оказание помощи школьникам в выборе своего профессионального пути.
В рамках семинара прошла дискуссия «Проведение профориентации онлайн: плюсы и минусы» в рамках которой обсуждались вопросы:
- Есть ли отличия в проведении профориентационной работы в онлайн и офлайн форматах?
- Эффективна ли профориентационная работа в онлайн-формате? Каковы критерии ее эффективности?
В целом большинство участников дискуссии согласились, что самым большим плюсом работы в онлайн-формате является доступность таких мероприятий для практически неограниченного числа участников, возможность получения информации в подходящее для человека время. Однако не все мероприятия, которые проводятся офлайн, можно и имеет смысл перенести в онлайн формат. Кроме того, мероприятия, проводимые онлайн, имеют свои ограничения, так как требуют от ведущего большего профессионализма в создании атмосферы, вовлечения участников в мероприятия, организации обратной связи, а от участников – большей концентрации внимания, усилий, сосредоточенности.
Завершился семинар представлением конкурса буктрейлеров «Литературных профи», который проводился Российской государственной детской библиотекой в 2022 г. Члены жюри конкурса рассказали о принципах и критериях выбора 15 лучших работ, которые вошли в шортлист конкурса и были размещены для онлайн-голосования в открытом доступе. Некоторые члены жюри поделились своими трудностями в выборе победителей, так как было прислано большое количество достаточно хороших работ, однако они не всегда соответствовали всем критериям конкурса. Далее были представлены работы, которые в конкурсе по результатам зрительского голосования заняли 1, 2 и 3 места. Авторы этих буктрейлеров получат дипломы и подарок – книгу сотрудников РГДБ «Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке». Остальные 12 участников, чьи работы вошли в шортлист, но не стали победителями, получат дипломы лауреатов конкурса. Еще 6 конкурсных работ были отдельно отмечены некоторыми членами жюри и получат дипломы в специальной номинации «Особое мнение».
В завершении дискуссионного семинара участники отметили практическую значимость для библиотечного сообщества обсуждения профориентационной работы и возможностей ее проведения в онлайн-формате. Дискуссионный семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики» решили сделать ежегодным, но также отметили необходимость проведения и других, более камерных мероприятий по отдельным направлениям работы: круглых столов, рабочих встреч и т.д.
Ссылка на трансляцию:
https://www.youtube.com/watch?v=39pA1ZcdzcE&t=393s
Презентация доклада:
Основные проблемы и тенденции в профориентировании современных подростков и молодежи
Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; профессор Финансового университета при Правительстве РФ
Ссылка на видео https://disk.yandex.ru/d/pR0N7z1qjdCSLg
Веб-издания Южно-Сахалинской городской библиотеки в помощь профориентации молодёжи
Костенко Елизавета Андреевна, ведущий методист МБУ "Южно-Сахалинская централизованная библиотечная система" (г. Южно-Сахалинск)
Презентация доклада
Опыт работы клуба "Ориентир" - онлайн формат
Тихова Марина Николаевна, заведующий детской библиотеки МБУ "Городская централизованная библиотечная система" (г. Ханты-Мансийск)
Презентация доклада
Опыт онлайн-консультирования по итогам областного конкурса "Мечтаю быть"
Лозинская Татьяна Григорьевна, начальник педагогического отдела ГБУК "Областная детская библиотека имени А.М. Горького" (г. Новосибирск)
Презентация доклада
Пономаренко Ирина Германовна, заместитель директора МКУК ЦБС Московского района по работе с детьми (г. Нижний Новгород)
Презентация доклада
Березина Александра Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ (г. Москва)