.

Круглый стол 2023117 мая 2023 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся XIV Ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».

В нем приняли участие студенты и аспиранты российских ВУЗов (Московского государственного института культуры, Российского государственного гуманитарного университета, Московского педагогического государственного университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского института психоанализа, Томского государственного педагогического университета) и молодые исследователи-практики (библиотекари, педагоги, воспитатели, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи).

Онлайн формат позволил принять участие в работе круглого стола студентам и специалистам из разных регионов России: Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска Владимира, Краснодара, Барнаула, Благовещенска, Орла, Тольятти, Казани, Ижевска, Иркутска, Саратова, Астрахани и других городов, а также сел и поселков РФ.

 

Работа Круглого стола в этом году включала в себя три секции.

На первой секции обсуждались вопросы дошкольного чтения. Были представлены следующие доклады:

  1. Роль библиотек в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Коняшкина Анна София Владимировна, младший научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки (г. Москва). Презентация
  2. Чтение как проводник ребёнка в мир необыкновенных открытий на примере работы с книжным календарём с детьми 4-5 лет. (Дива Елена Петровна, Татаркова Валентина Вячеславовна, воспитатели ГБОУ «Школа № 1504» (г. Москва). Презентация
  3. Литературная гостиная как одна из форм приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру художественной литературы (Янечева Ульяна Александровна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861 "Загорье"» (г. Москва). Презентация
  4. Развитие читательских способностей и коммуникативного взаимодействия детей на основе игровых ситуаций по речевому творчеству (Воробьева Нина Рафаэлевна, учитель-логопед ГБОУ «Школа № 1504» (г. Москва). Презентация
  5. Детское сочинительство как эффективное средство по приобщению дошкольников к чтению. На примере проведения семейного марафона по созданию авторской детской книги (Рязанцева Александра Сергеевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1504» (г. Москва). Презентация
  6. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к книге через чтение сказок народов России (Леонова Марина Владимировна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1861 "Загорье"» (г. Москва).

На второй секции говорили о чтении школьников и особенностях литературы, которая пишется для младших школьников, подростков и старшеклассников. Были представлены доклады:

  1. Художественное отображение детского мировосприятия в сборнике рассказов Е. Басовой «Наша Земля – дышит. Заметки о Севере» (Старкова Алена Сергеевна, студент 3 курса ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (г. Москва). Презентация
  2. Мифологические представления эскимосов в поэтике повести Е. В. Рудашевского «Пожиратель ищет белую сову» (Иванова Валерия Александровна, студент 3 курса ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (г. Москва). Презентация
  3. От классики до нон-фикшн (Кулакова Анна Викторовна, руководитель Книжного Клуба Кулаковой Анны (г. Москва). Презентация
  4. Поэтика современной повести О. Замятиной "Роман с читателем" (Лысенко Елизавета Сергеевна, студент 3 курса ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (г. Москва). Презентация
  5. Литература young adult в круге чтения старшеклассников: результаты теоретико-эмпирического исследования (Бочарова Алиса Васильевна, главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки (г. Москва). Презентация
  6. Внежанровые образования в современной литературе для детей и подростков: креолизованная миниатюра, книжка-картинка, "тихая" книга, графические романы и пр. (Ходина Елена Юрьевна, главный библиотекарь ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева» / аспирант 2 года обучения Томского государственного педагогического университета (г. Иркутск). Видео

Третья секция была посвящена различным практикам приобщения детей и подростков к чтению. Доклады, представленные на этой секции:

  1. Инновационные практики организации информационно-библиотечного обслуживания детей: первые итоги всероссийского исследования РГДБ. (Астахов Александр Сергеевич, методист научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки (г. Москва). Презентация
  2. Развитие читательского интереса с помощью новых библиотечных проектов (Борисова Римма Борисовна, заведующий городской библиотекой-филиалом №1 МБУК Кольчугинского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (г. Кольчугино, Владимирская область).Видео
  3. Библиотека как наставник детского чтения: Межрегиональный проект вовлеченного чтения для детей и подростков "КнигоКот[Д]" (Азанова Ирина Дмитриевна, заведующий сектором продвижения культурных услуг ГБУК г. Москвы "ОКЦ ЮВАО" (г. Москва). Презентация
  4. Книжные блогеры как навигаторы в мире литературы (Семенюк Ксения Алексеевна, студент бакалавриата 3 курса факультета социологии маркетинга Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). Презентация
  5. Домашний театр как способ влюбить в чтение (Цирельсон Наталья Юрьевна, педагог-организатор ДСТК "Титан" (г. Москва). Презентация
  6. Как привлечь детей к чтению при помощи современных технологий (Болотина Наталья Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 1504» (г. Москва).

В этом году с большим интересом обсуждались вопросы о том, от чего зависит стремление воспитателей дошкольных образовательных учреждений включать в свою работу взаимодействие с детскими библиотеками; кому больше адресованы / интересны современные подростковые книги: самим подросткам или скорее их родителям; чем отличаются книги для подростков от книг направления young adult; что можно считать инновационными практиками и современными технологиями привлечения детей к чтению и насколько они используются в работе библиотек.

Участники круглого стола отметили важность продолжения встреч, которые дают возможность представить результаты своих исследований, получить опыт их обсуждения и находить единомышленников в вопросах изучения детского и подросткового чтения и исследования практик и возможностей приобщения к чтению подрастающего поколения.

По итогам проведения круглого стола планируется издание электронного сборника статей, который будет размещен на сайте РГДБ и на электронном ресурсе elibrary.

Фотогалерея

 Видеозапись круглого стола можно посмотреть на youtube канале РГДБ:

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.