fbpx
.

13-14 октября 2023 года в Российской государственной детской библиотеке прошел V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

За два дня работы Фестиваля в нем приняло участие более 500 (из них более 120 очно) специалистов учреждений культуры, образования и просвещения, работающих с детьми, из 59 регионов РФ. Очно приняли участие специалисты из Санкт-Петербурга, Калуги, Екатеринбурга, Пензы, Красноярска, Самары, Архангельска, Нижнего Новгорода, Свердловской, Московской, Вологодской, Владимирской областей, Алтайского, Краснодарского краев, Ханты-Мансийского автономного округа. 

 

V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению:
Наталья Малахова и Александра Березина

 

Участников Фестиваля приветствовала Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности РГДБ. Ольга Петровна отметила, что проект, которому исполнилось 10 лет, не только динамично развивается, привлекая все больше участников: библиотекарей из сельских и городских детских и школьных библиотек, учителей, воспитателей детских садов, преподавателей ВУЗов, сотрудников музеев, но на его основе возник и развивается новый проект – «Большая экспедиция детского чтения».

 

Ольга МезенцеваОльга Мезенцева

 

Новый проект «Большая экспедиция детского чтения» представила Александра Викторовна Березина, заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ. Цель проекта состоит в том, чтобы создать условия для поддержания интереса к чтению у детей 8-12 лет. В этом возрасте ребенок становится самостоятельным читателем: у него совершенствуется техника чтения и развивается устойчивый интерес к чтению, появляются собственные читательские предпочтения. При этом педагоги-библиотекари не всегда владеют необходимыми психолого-педагогическими знаниями, приемами и умениями, чтобы привлечь на занятия и увлечь чтением детей именно этого возраста. Проект поможет расширить географию продвижения лучших программ, так как позволит библиотекарям в разных регионах России увидеть работу лучших специалистов (от Архангельска до Сахалина).

 

Александра БерезинаАлександра Березина

 

Наталья Григорьевна Малахова, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» напомнила историю Мастерской авторских программ – с чего начинался проект, сколько было участников на первых конкурсах, как увеличивалось число конкурсантов, номинаций, участников фестивалей, росли их мастерство и профессионализм.

 

Наталья МалаховаНаталья Малахова

 

Члены жюри Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению поприветствовали участников Фестиваля и выступили с анализом конкурсных работ, присланных по разным номинациям.

Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А.П. Гайдара, отметила высокий профессиональный уровень, мастерство и разнообразие программ по краеведению, использование авторами этих программ большого количества всевозможных форм и методов библиотечной работы – как традиционных, так и современных. Также Татьяна Валерьевна обратила внимание на то, какую важную роль играют читательские клубы в библиотечной работе с подростками, рассказала о лучших программах по краеведению и клубной работе.

 

Татьяна РудишинаТатьяна Рудишина

 

Зинаида Александровна Гриценко, ведущий специалист по дошкольному чтению, автор методических пособий, в своем выступлении подчеркнула, что программы по литературному развитию дошкольников должны быть построены так, чтобы на занятиях дети не только знакомились с новыми текстами и авторами, но и открывали для себя богатство родного языка, осваивали смысл и идеи художественного произведения. Зинаида Александровна критически отнеслась к программам, в которых не учитываются возрастные особенности дошкольников, к занятиям, перегруженным непонятными и ненужными ребенку фактами и терминами.

 

Зинаида ГриценкоЗинаида Гриценко

 

Елена Станиславовна Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», зафиксировала, что библиотека работает там, где далеко не всегда справляется школа, и библиотекари должны так организовывать свою работу со школьниками, чтобы заинтересовывать, удивлять их. Встречи с книгой должны становиться событием в жизни детей и подростков. Елена Станиславовна выразила сомнение по поводу правомерности термина «приобщение» к чтению, указав на то, что к чтению надо не приобщать, полагая ребенка объектом своего воздействия, в то время, как он является полноправным субъектом общения, а чтение надо продвигать.

 

Елена РоманичеваЕлена Романичева

 

Выступление Ксении Борисовны Сыроваткиной-Сидориной, научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», было посвящено психологии детского чтения, анализу трудностей, которые испытывают обучающиеся чтению и начинающие читать дети, в том числе и дети с различными нарушениями и особенностями развития. Ксения Борисовна подчеркнула, что самое слабое звено при овладении чтением – это понимание текста, на это должна быть направлена работа при обучении детей чтению. Также она рассказала о необходимости создания особых условий и особых программ по литературному развитию для особенных детей.

 

Ксения Сыроваткина-СидоринаКсения Сыроваткина-Сидорина

 

В первый день Фестиваля состоялась Торжественная церемония награждения победителей V Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению

 

   

На V Всероссийский конкурс авторских программ по приобщению детей к чтению было прислано 116 работ. Жюри выбрало 36 победителей в восьми традиционных номинациях: Читаем с дошкольниками; Читаем со школьниками; Эстетическое воспитание; Краеведение; Фольклор; Работа с особыми детьми; Клубная работа и Литературные квесты. Кроме этого, жюри учредило Специальную номинацию за масштабность представленной работы для программы литературно-этнографических занятий «Сказочное ожерелье России» (г. Санкт-Петербург).

Первую часть первого дня Фестиваля завершила презентация книг сотрудников отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ. Монография «Как вырастить читателя: психолого-педагогические основы работы библиотекаря», авторами которой являются сотрудники отдела А.В. Березина, Е.А. Колосова и Н.Г. Малахова, заняла второе место в номинации «В помощь профессионалу» XI Всероссийского конкурса «Лучшая профессиональная книга года – 2023». Также была представлена участникам Фестиваля книга В.П. Чудиновой «Развитие «нации читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики», которая вышла в РШБА в 2022 г.

 

  

Во второй части программы первого дня Фестиваля для его участников победителями Конкурса авторских программ были проведены 10 мастер-классов от победителей V Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению из Калуги, Екатеринбурга, Москвы, Пензы, с. Гонохово, Алтайского края, Санкт-Петербурга и Красноярска.

Второй день начался с лекции заместителя директора по информатизации и фондам РГДБ Ильи Станиславовича Гавришина «Диафильмы: в кадре и за кадром», в которой он рассказал об истории и технологии создания диафильмов – рисованных и кукольных, о лучших диафильмах для детей и подростков, о том, как можно выстраивать работу в библиотеке с диафильмами, а также ответил на многочисленные вопросы участников Фестиваля.

В этот день участники смогли посетить еще 8 мастер-классов победителей Конкурса из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Надыма, Свердловской области.

В завершении работы Фестиваля были вручены благодарственные грамоты ведущим мастер-классов.

 

В течение двух дней было проведено 18 мастер-классов по авторским методикам, на которых были представлены новые форматы приобщения детей к чтению, квесты, литературные клубы и краеведческие занятия. А мастер-класс «Сказочная кладовая детского фольклора» и семейную викторину «Китайская грамота» посетили и читатели Российской государственной детской библиотеки. Современные авторские программы демонстрируют синтез различных видов искусств и сочетание разных форм и методов библиотечной работы, как традиционных – громкие чтения, обсуждение, обзоры, инсценирование, иллюстрирование, так и современных – квилт, сторителлинг, квест-игра, book-дайвинг и др. в приобщении детей к чтению, основанных на литературном материале.

 

V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению

  

Фестиваль уже в пятый раз стал уникальной площадкой, дающей возможность знакомиться с работой лучших специалистов России в области детского чтения, делиться опытом, представлять свои разработки и обсуждать их эффективность.

Участники Фестиваля отмечали отличный формат мероприятия, наличие настоящей «живой» практики, творческую атмосферу и высокий профессионализм организаторов, подчеркивали необходимость и значимость подобных мероприятий по обмену опытом, обучению и повышению профессиональной квалификации.

 

Фото: пресс-служба РГДБ 

Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ →

Фотоматериалы

Презентации