.

В преддверии Международного дня защиты детей в Российской государственной детской библиотеке прошла III Научно-практическая конференция «Что и как читают наши дети?», соорганизаторами которой выступили Московский государственный институт культуры, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина и АНО Культурно-образовательный проект «Страна Читалия».

 Участники III Научно-практической конференции «Что и как читают наши дети?»

 

Интерес к конференции ежегодно растет. В этом году к конференции присоединилось более 2,3 тыс. специалистов библиотек и учреждений образования из 89 регионов, включая новые субъекты Российской Федерации, и зарубежных стран (Италия, США).

На пленарном заседании Агре Наталья Валентиновна, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, член Общественной палаты РФ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, представила итоги мониторинга ценностных ориентаций современных подростков и молодёжи, проведенного в 2023 г., и обозначила ключевые проблемы, выявленные в ходе исследования.  

Веракса Александр Николаевич, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО, академик РАО, доктор психологических наук, показал важность детского и семейного чтения на материалах лонгитюдного исследования. Чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем беднее его словарный запас. Совместное чтение с родителями положительно сказывается на речи ребенка. В семьях, где ребенок проводит много времени перед экраном гаджета, практики воспитания характеризуются более редким чтением книг, стихов и, соответственно, более низким уровнем образования. 

Богданова Елена Святославовна, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», доктор педагогических наук, доцент, подробно остановилась проблемах мотивации детско-юношеского чтения и способах их решения.

Мачехина Ольга Николаевна, профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, автор и руководитель Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», доктор педагогических наук, почётный работник образования РФ, показала преимущества мероприятий состязательного характера на примере конкурса «Страна Читалия» для повышения мотивации к совместному чтению.

Свои доклады представили Кожевникова Виктория Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии семьи и детства Института им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО РГГУ, научный руководитель Ассоциации Фребель-педагогов, эксперт Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, лауреат премии Правительства РФ в области образования и Жукова Татьяна Дмитриевна, президент РШБА, о практиках проектной деятельности в сфере образования.

 

 

Вторая пленарная сессия была открыта докладом Фесенко Елены Юрьевны, генерального директора Издательского Дома «Лингва-Ф», представившей опыт проведения клуба семейного чтения «Книжные путешественники» как инструмента продвижения современных детских писателей.

Сторублевцева Дарья Анатольевна, заведующий кафедрой теории и методики библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества Московского государственного института культуры, кандидат философских наук, доцент, представила опыт разработки проекта в русле STEM-образования по продвижению научно-технической литературы в библиотеках.

В Год семьи, объявленным Указом Президента Российской Федерации (№ 875 от 22.11.2023), одной из ключевых тем конференции стала поддержка детского и семейного чтения.  

 

Семейное чтениеIII Научно-практическая конференция «Что и как читают наши дети?»

 

В рамках дискуссионной площадки «Приобщение детей к чтению: формы и методы работы с семьей в библиотеке» были представлены лучшие практики по продвижению семейного чтения и работы с родителями в библиотеках, обслуживающих детей.

Второй день конференции открыла работа секций, на которых был представлен практический опыт по приобщению детей к чтению и использованию различных подходов по работе с книгой. Были представлены доклады специалистов сферы культуры и образования из Москвы, Иркутска, Вероны (Италия), Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Московской области, Луганска, Кемерово, Белгорода, Саратова, Краснодара, Самары, Якутии, Воронежа, Петрозаводска.

В завершении конференции прошли два практико-ориентированных мастер-класса. «Как оживают сказки: из опыта работы литературных студий РГДБ для дошкольников» – под таким названием представила мастер-класс Потмальникова Надежда Анатольевна, главный психолог отдела творческого развития читателей Российской государственной детской библиотеки. На примере детских игр было показано, как театрализация облегчает ребенку доступность восприятия литературных сюжетов

Второй мастер-класс «Приложение для контроля детского чтения bookgital в помощь педагогу и библиотекарю» представили Чувалов Владимир Евгеньевич, основатель web3.0 агентства Trigital и создатель приложения Bookgital (г. Москва), Засимов Илья Вадимович, директор по продукту. Мастер-класс вызвал большое количество вопросов у библиотечной аудитории.

 

 

Научно-практическая конференция предоставила её участникам возможность познакомиться с новыми направлениями работы, услышать ведущих специалистов, обменяться практическим опытом с коллегами, и обсудить возможные перспективные направления сотрудничества. Конференция состоялась в гибридном формате, что расширило круг её участников и позволило принять участие в мероприятии специалистам из самых отдаленных уголков РФ и зарубежных стран. Со всеми материалами конференции, включая видеозаписи, можно подробнее ознакомиться на сайте РГДБ в разделе «Профессионалам».

Сертификат участника →

Подробнее о трансляции мероприятия →

Материалы докладчиков →

Плейлист →