fbpx
.

20191123 722-23 ноября 2019 г. в Российской государственной детской библиотеке прошел III Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. За два дня работы Фестиваля в нем приняло участие более 440 (из них более 200 – дистанционно) специалистов учреждений культуры, образования и просвещения, работающих с детьми, из 32 регионов РФ[1] и г. Луганска, Луганской Народной Республики.

20191122 2В первый день Фестиваля состоялась Торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению. Участников Фестиваля приветствовала Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности РГДБ, отметившая, что проект очень динамично развивается и всё больше участников из разных концов страны принимают участие в Конкурсе. Также Ольга Петровна подчеркнула, что несмотря на то, что большинство участников – библиотекари из сельских и городских библиотек, в то же время, постоянно растет количество участников из школ, детских садов, музеев и это не может не радовать, поскольку идея Конкурса и Фестиваля как раз и состояла в том, чтобы собрать не только лучшие библиотечные практики, но и практики других учреждений культуры и образования, занимающихся приобщением детей к чтению.

Также победителей Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению и участников Фестиваля поприветствовали члены жюри Конкурса.

20191122 5Зинаида Александровна Гриценко, ведущий специалист по дошкольному чтению, автор методических пособий, особо отметила ценность существования организаций, продвигающих чтение, приобщающих детей к чтению, и, поскольку в современных образовательных стандартах литература и чтение не входят в перечень первоочередных предметов, возрастает ценность работ, представленных на конкурс. Также Зинаида Александровна обратила внимание на важность анализа художественного произведения с детьми и включения в работу по приобщению к чтению детей их родителей.

Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А.П. Гайдара (г. Москва) обратила внимание на то, какую важную роль играет краеведение и что именно из локальных историй складывается большая страна, поэтому важно отражать эти истории на занятиях с детьми.

20191122 4Наталья Григорьевна Малахова, психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» рассказала о критериях, по которым отбирались работы. Наталья Григорьевна отметила, что члены жюри обращали особое внимание на то, насколько работа соответствует теме, насколько в ней раскрыт механизм приобщения детей к чтению, а также на качество литературы, подобранной для проведения занятий по программам и соответствие возраста детей, с которыми ведется работа, и видов деятельности на занятиях.

Александра Викторовна Березина, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, рассказала о том, что в этом году на конкурс поступило 92 работы, что в 5 раз больше по сравнению с первым конкурсом 2015 года, при этом уровень представляемых работ очень возрос. В итоге было выбрано 38 победителей в 9 номинациях: Читаем с дошкольниками; Читаем со школьниками художественную литературу; Читаем со школьниками научно-популярную литературу; Эстетическое воспитание; Краеведение; Фольклор; Работа с особыми детьми; Клубная работа и Литературные квесты. Также Александра Викторовна обратила внимание участников на то, что на конкурс было представлено очень мало работ по подростковому чтению, а очень важно не забывать о подростках и что как раз подростковая аудитория требует новых, инновационных подходов.

Также в первый день Фестиваля прошла презентация книги «Читать не страшно!» методиста ЦБС Канавинского района (г. Нижний Новгород) Галины Михайловны Пальгуевой, в рамках которой автор рассказала о том, как научиться обсуждать книги, что разговор о книге – это подготовка к разговору на любые темы, а читать, значит, познавать жизнь, преломленную через взгляд писателя.

Второй день начался с награждения победителей Конкурса проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке», проведенным РГДБ совместно с ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ. Победителей поздравили Елена Андреевна Колосова, заведующий отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, Наталья Григорьевна Малахова, психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, Елена Геннадиевна Хайлова, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ.

20191123 6Перед участниками Фестиваля с открытой лекцией «Сложные темы и современные книги» выступила Марина Семеновна Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук», автор книг о воспитании детей. В своей лекции Марина Семеновна рассказала о книгах, которые помогут специалистам (библиотекарям, воспитателям, учителям) говорить с детьми на сложные темы.

В течение двух дней победители III Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению, специалисты РГДБ и других библиотек Москвы провели мастер-классы по авторских методикам. Наиболее актуальными из них оказались мастер-классы, на которых были представлены новые форматы приобщения детей к чтению, квесты, литературные студии и краеведческие занятия. Современные авторские программы демонстрируют синтез различных видов искусств в приобщении детей к чтению, основанный на литературном материале.

Всего в течение Фестиваля библиотекарями, педагогами, методистами и психологами из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Екатеринбурга, Сургута, Пензы, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Иваново, Каменск-Уральска Свердловской области было проведено более 25 мастер-классов.

Фестиваль уже в третий раз стал уникальной площадкой, дающей возможность знакомиться с работой лучших специалистов России в области детского чтения, делиться опытом, представлять свои разработки и обсуждать их эффективность.

Участники Фестиваля отмечали отличный формат мероприятия, много настоящей «живой» практики, творческую атмосферу и высокий профессионализм организаторов мероприятия.

III Festival 2019

III Festival 2019 2Фотогалерея

[1] Архангельск, Архангельская область, Белгород, Великий Новгород, Вологда, Волгоградская область, Воронежская область, Екатеринбург, Свердловская область, Иваново, Красноярский край, Калужская область, Курская область, Киров, Ленинградская область, Липецк, Москва, Московская область, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермский край, Пенза, Петрозаводск, Республика Карелия, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Удмуртия, Самара, Санкт-Петербург, Смоленск, Смоленская область, Сургут, Тверь, Тверская область, Томск, Тула, Тульская область, Ульяновск.