14 декабря 2023 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся II Всероссийский дискуссионный научно-практический семинар для библиотек РФ, обслуживающих детей «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики».
В дискуссионном семинаре приняли участие более 700 специалистов из 65 регионов РФ.
Работа дискуссионного семинара началась с приветствия участникам семинара заместителя директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидата педагогических наук Ольги Петровны Мезенцевой. В своем приветствии Ольга Петровна сказала о важности проведения профориентационной работы с подростками в библиотеках, а также о тех возможностях, которые дают нам онлайн форматы в распространении лучших практик помощи в профессиональном самоопределении подростков и старшеклассников. Ольга Петровна подчеркнула, как важно объединять усилия специалистов из разных учреждений и какой вклад в это вносит проводимый РГДБ уже во второй раз Дискуссионный научно-практический семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики», привлекающий к своей работе все больше специалистов из разных регионов РФ, готовых поделиться своими наработками и готовыми профориентационными онлайн продуктами.
Ольга Петровна Мезенцева
Установочный доклад семинара Современный подросток и старшеклассник как субъект профессионального самоопределения в этом году был сделан кандидатом психологических наук, психологом кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юлией Андреевной Старостиной. В своем докладе Юлия Андреевна говорила о том, каковы в целом задачи подросткового возраста в рамках самоопределения, с какими проблемами сталкиваются современные подростки и старшеклассники, делая свой профессиональный выбор и каковы особенности и наиболее частые ошибки профессионального самоопределения подростков сегодня. Также Юлия Андреевна представила результаты недавнего исследования ценностно-моральных и когнитивных факторов становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, проведенного кафедрой возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Юлия Андреевна Старостина
Своими успешными и эффективно работающими онлайн-проектами и практиками профориентационной работы с подростками и старшеклассниками поделились специалисты библиотек Нижнего Новгорода, Челябинска, Курска, Кемерово, Гаджиево (Мурманской области), Серова (Свердловской области), Санкт-Петербурга, Омска и Королёва (Московской области).
Елена Геннадиевна Пустовалова
В библиотеках проводятся офлайн и онлайн встречи с профессионалами, публикуются видеозаписи интервью с представителями разнообразных профессий, востребованных в регионах, разрабатывается и размещается на сайтах и в соцсетях библиотеки инфографика путей выбора и освоения той или иной профессии. Подростки вовлекаются в интерактивные мероприятия по выбору профессии, например, такие как онлайн-квесты. Библиотечные психологи проводят профориентационные тестирования и онлайн-консультации.
Ирина Александровна Джунжурова
В рамках семинара были объявлены итоги двух конкурсов, проведенных РГДБ в 2023 году:
Конкурс видеороликов о выборе профессии для подростков «Ярмарка профессий»
Конкурс буктрейлеров для библиотекарей «Литературный профи»
Подводя итоги дискуссионного семинара, участники отметили важность распространения лучших практик профориентационной работы и сбора банка методик, представленных в онлайн-формате.
Кроме того было отмечено, что многие приемы профориентационной работы требуют психологического образования. В связи с этим было высказано предложение организации команды библиотечных психологов, работающих в библиотеках России, которые могли бы оказывать консультативную и методическую помощь библиотекарям при подготовке к проведению профориентационных мероприятий с элементами тренинга. Также решением может стать партнерство библиотек с Профориентационными Центрами.
Очные участники II Всероссийского дискуссионного научно-практический семинара
Презентации докладов
Современный подросток и старшеклассник как субъект профессионального самоопределения
Старостина Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, психолог кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
Презентация доклада
Как помочь подросткам и молодежи выбрать свой путь в жизни: профориентационный потенциал библиотеки. Опыт работы НГОДБ им. Т.А. Мавриной
Выродов Дмитрий Юрьевич, психолог ГБУК нижегородской области «Нижегородская государственная областная детская библиотека им. Т.А. Мавриной» (г. Нижний Новгород)
Библиотека в системе профориентации: проект «SMART-Вook: ПРОФСТАРТ»
Бельц Нелли Эдуардовна, заведующий сектором электронных ресурсов ГКУК «Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского» (г. Челябинск)
Старт в профессию: отвечаем на вызовы времени
Рыжкова Елена Николаевна, заведующий отделом обслуживания учащихся 5-9 классов и руководителей детского чтения Курской областной библиотеки для детей и юношества – филиала ОБУК "Областная библиотека им. Н. Асеева" (г. Курск)
Мир профессий будущего (на основе опыта реализации проекта "Профориентационный интенсив "PROфессии будущего")
Василевская Кристина Александровна, методист I категории Городской библиотеки МБУК «Централизованная библиотечная система ЗАТО Александровск Мурманской области» (г. Гаджиево, Мурманская область)
Метод кейсов и ролевой игры как тренажер для профессионального самоопределения старшеклассников
Булгакова Виолетта Владимировна, ведущий библиотекарь отдела инновационно-методической и проектной деятельности, психолог ГАУК «Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи», кандидат культурологии (г. Кемерово)
О профориентационном проекте "Любимая работа"
Верхорубова Наталья Николаевна, библиотекарь МБУК "Централизованная библиотечная система Серовского городского округа" (г. Серов, Свердловская область)
Профориентационная работа в современной библиотеке: от трендов к модели
Пустовалова Елена Геннадиевна, заместитель директора по работе с детьми СПб ГБУ «ЦБС Кронштадтского района», заведующий Библиотечно-культурного центра «Батискаф» (г. Санкт-Петербург)
Видеоинтервью о профессии воспитатель как одна из составляющих цикла профориентационных мероприятий библиотеки
Разгонова Лилия Александровна, методист БДОУ г. Омска "Центр развития ребёнка – детский сад №341" (г. Омск)
Фантастика в чертежах. Онлайн-продукты как часть инженерно-космической профориентации в библиотеках Московской области (города присутствия Роскосмоса)
Джунжурова Ирина Александровна, заведующий сектором мониторинга и организации образования ГАУК Московской области "Московская губернская универсальная библиотека" (г. Королёв, Московская область)
Художественная литература: что мы можем предложить читателям для знакомства с миром профессий
Кукушкина Светлана Сергеевна, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» (г. Москва)
Сертификат участника семинара.