В 2022 г. в серии "В помощь педагогу-библиотекарю", приложение к журналу "Школьная библиотека", вышла новая книга Веры Петровны Чудиновой, главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения, лауреата премии им. Луначарского.
Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики
В книге сделана попытка анализа и оценки ситуации поддержки чтения в разных странах мира.
Роль и ценность чтения рассматривается в ракурсе различных вариантов национальных политик и программ поддержки чтения в странах,развивающих общество знаний. «Знающие нации» – это общества, где реализуются те или иные варианты таких политик и стратегий. В книге показаны различные подходы по организации политики поддержки чтения в Великобритании, США, Японии, Сингапуре, Китае и других странах.
Как правило, построение политики поддержки чтения в той или иной стране опирается на масштабные исследования, в связи с чем в книге будет освещена роль ряда крупных организаций, занимающихся международными сравнительными исследованиями чтения детей и взрослых в разных странах. В этой сфере работают также и национальные организации, которые проводят многочисленные исследования состояния чтения населения той или иной страны. В издании приводятся данные новейших социальных исследований состояния чтения детей, подростков и семей вовремя пандемии.
В книге также показана роль нескольких крупнейших всемирных организаций, которые занимаются политикой поддержки грамотности, чтения и литературы, таких как ЮНЕСКО, ИФЛА, Международная ассоциация грамотности и др. Акцент сделан на анализе политики поддержки чтения детского и семейного чтения, а также на роли различных типов библиотек. В издании также обсуждаются проблемы детского чтения на досуге, роль литературы в социализации личности ребенка и подростка.
В книге показана ценность регулярного чтения книг в любых форматах, что является особенно важным в условиях развития цифрового общества; продвигается идея о ценности библиотек как необходимого обществу социального института, способствующего развитию личности, просвещению детей и взрослых. Большое внимание уделяется подходам власти той или иной страны к развитию «наций читателей», приводятся примеры стратегий, проектов и конкретных практик работы приобщения к чтению с помощью библиотек и их партнеров.
Издание будет интересно специалистам в области изучения и поддержки чтения, преподавателям и исследователям, педагогам и воспитателям, особенно работникам библиотек.