fbpx
.

17 июня 2021 года на Книжном фестивале «Красная площадь» стартовал второй сезон литературной премии имени Эдуарда Успенского «Большая сказка». Произведения принимались до 11 октября в двух номинациях – «Сказка» (три финалиста) и «Весёлый учебник» (один финалист).

Подробности можно узнать из Положения о втором сезоне

 

Большая сказка

 

Куратор премии «Большая сказка», писатель Михаил Першин рассказал о том, чем «Большая сказка» отличается от других премий в области детской литературы и что ждет авторов во втором сезоне.

 

Михаил Першин, Ксения Горбунова и Мария ВеденяпинаКуратор премии Михаил Першин, победитель первого сезона Ксения Горбунова (на экране)
и директор РГДБ Мария Веденяпина 

 

– Михаил, расскажите об особенностях премии «Большая сказка»?

Начну с названия. В нем каждое слово чрезвычайно значимо. Во-первых, это конкурс сказок. Сказок, разумеется, в самом широком смысле слова: и более традиционных, и современных, которые можно было бы отнести к жанру фантастики. Главное – наличие сказочного элемента, чуда, волшебства, чего-то, не встречающегося в обычной жизни.

Второе, не менее значимое слово – «Большая». Речь идет о произведениях больших в самом прямом смысле слова: с развернутым сюжетом, может быть, даже с несколькими линиями, с разнообразными персонажами и так далее. Понятно, что, как бы ни был прекрасен рассказ в несколько страниц, в него просто невозможно уместить то, что вмещается в повесть. Поэтому мы не рассматриваем сборники отдельных сказок, даже если их суммарный объем достаточен. Подчеркну: это соревнование не книг, а произведений. Их может быть представлено несколько – тут ограничений нет, но каждое должно соответствовать требованиям.

 

– А в каких номинациях вручается премия?

Их две: «Сказка» и «Весёлый учебник». В «Сказке» нет разделения на прозу и стихи. И в этом мы продолжаем традиции Успенского, считавшего, что в детских стихах обязательно должен быть увлекательный сюжет. Другое дело, что оценка стихотворной сказки предполагает особое отношение к тексту. Но ведь и в прозе важна не только захватывающая фабула, а и то, как она изложена! Кстати, во втором сезоне значительно снижен нижний порог объема поэтической сказки: 200 строк вместо прошлогодних 700. К сожалению, минувший сезон показал, что, по крайней мере, в стихах краткость действительно сестра таланта. А многословие, увы, наоборот. И масштабность «Конька-горбунка» или «Руслана и Людмилы» – не правило, а исключение, подтверждающее его. Что касается номинации «Веселый учебник», то тут никаких лимитов по объему текста нет. Хотя, конечно, нужно, чтобы это была не просто более или менее познавательная книга или, тем паче, брошюра, а именно полноценный учебник, несущий достаточно ценную, выверенную информацией. Но при этом – веселый, то есть сообщающий сведения в игровой, увлекательной форме.

 

Ирина Цхай, Оксана Иванова и Михаил ПершинЛауреаты первого сезона премии «Большая сказка» Ирина Цхай и Оксана Иванова,
справа – куратор премии Михаил Першин

 

– Кто может номинировать произведения на премию? Должны ли они непременно уже быть опубликованными?

Номинировать произведения на премию имеют право только организации издательской и культурной направленности. Это позволяет хотя бы в минимальной степени добавить объективности процессу выдвижения работ, так как авторы не всегда могут оценить плод своего творчества с этой точки зрения.

В нашей премии (впрочем, в этом она не уникальна) рассматриваются исключительно произведения опубликованные. Кому-то это может показаться ограничением для непризнанных талантов. Но согласитесь, если автор не сумел убедить ни одного издателя в достоинствах своего опуса, то много ли у него шансов убедить в этом экспертов и жюри, чьи критерии куда как строже издательских? Понятно, что в большие издательства начинающему автору пробиться трудно. Но ведь мы принимаем к рассмотрению любые публикации, включая журнальные. Главное – чтобы произведение прошло хотя бы минимальный отбор. Ну а если вещь только что написана и автор еще не успел предложить ее ни одному издательству, что ж – это вопрос времени: издайте ее и примите участие в следующем премиальном сезоне.

 

– Как оцениваются произведения, номинированные на премию? Какие этапы проходит отбор?

Как и многие другие премии, наша состоит из нескольких этапов:

  • прием работ; его осуществляет куратор премии (в данный момент – пишущий эти строки), проверяя, соответствуют ли представленные произведения требованиям, и помогая номинаторам соблюсти формальности;
  • работа экспертов, в результате которой составляется длинный список – перечень произведений, достойных если не награды, то внимания жюри;
  • составление жюри короткого списка – выбор из книг, отобранных экспертами, той части, которая пришлась по вкусу высшей инстанции премии;
  • и наконец, присуждение наград (если в коротком списке нет градаций и авторы, вошедшие в него, равны, то тут из их числа выделяется несколько лауреатов – тех, кто в наибольшей степени соответствует критериям премии).

 

Большая сказкаГригорий Гладков, Ольга Муравьева, Павел Крючков, Андрей Усачев,
Мария Веденяпина, Михаил Першин, Денис Безносов на вручении премии «Большая сказка» в 2020 году

 

– Ну и самое, наверное, важное – кто входит в состав жюри премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского?

С удовольствием перечислю их: композитор Григорий Гладков, актер и режиссер Александр Левенбук, писатели: Михаил Мокиенко, Марина Потоцкая и Игорь Жуков, литературный критик Павел Крючков и, конечно, председатель – писатель Андрей Усачев. Все они – люди, непосредственно связанные с Эдуардом Николаевичем, его коллеги и ученики. Общаясь с писателем в течение многих лет, хорошо зная его взгляды и вкус, они могут оценить ту или иную книгу так, как ее оценил бы он сам. Поэтому в каком-то смысле премию можно называть не только «имени», но и просто «премией Успенского», как если бы он сам ее присуждал.

 

– Как отражается на премии то, что она посвящена Эдуарду Успенскому?

Это конкурс произведений, продолжающих традицию, заложенную Эдуардом Николаевичем. И оценка производится не просто по критерию «хорошая книга» – «плохая книга», а еще и: «успенская» ли она, и насколько «успенская». Да простится мне этот неологизм, но, полагаю, людям понимающим он объяснит суть критерия, о котором идет речь: книга может быть прекрасной, лирической или глубокомысленной, несущей «доброе и вечное» и так далее и тому подобное, но она не для нашей премии, если при этом – подчеркиваю: при этом! – она не несет в себе черт, характерных для творчества папы Чебурашки и дяди Федора: игры, «жонглирования» словами и смыслами, какой-то литературной клоунады, необычного взгляда на привычные вещи – всего того, что можно назвать литературным «хулиганством» в лучшем смысле этого слова (понятно, что речь не идет о хулиганстве в прямом понимании). Это не значит, что она плоха, более того: есть множество других, не менее достойных, премий, где такая книга может пройти, что называется, на ура.

Причем, описанное мной «хулиганство» должно сочетаться с другим качеством – стремлением научить юного читателя чему-то важному, сущностному, попросту говоря, сделать его лучше. Если кому-то кажется, что я назвал «две вещи несовместные», посоветую почитать самого Успенского: он их сочетал в полной мере. Вот в зависимости от того, насколько сумел автор приблизиться к этому идеальному балансу игры и глубины, и будет оцениваться его работа в премии «Большая сказка» имени Э. Н. Успенского.

 

 

Узнать больше о Михаиле Першине можно из статьи на сайте «ПроДетЛит»

 

ПроДетЛит