fbpx
.

Видеообзоры на книги из фонда РГДБ, видеоверсия лектория для родителей «Как вырастить читателя?», рекомендательные списки литературы.

NEW! Видеообзоры о книгах из фонда Отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ

Первый видеообзор из цикла «Книги по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)»

 «О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Часть 2 

 «О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Часть 3

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «В школу с удовольствием» 

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Солнечные дети с синдромом Дауна»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Педагогическая система Никитиных: опыт семейного воспитания»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Особые люди: особые судьбы (расстройства аутистического спектра)»

 «О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Дошкольник: разные миры»

«О книгах по«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Приёмные дети – приёмные семьи»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Книги про игры и для игр»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Дошкольникам о профессиях»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Загляни в мир профессий»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Мир особой семьи»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Как найти себя в мире профессий»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Детские страхи: книги, помогающие родителям и детям»

«О книгах по психологии и не только...(советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Родителям о подростках»

«О книгах по психологии и не только…(советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Каждый ребенок желает знать»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Гиперактивные дети»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Леворукие дети»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Травля. Как быть?»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Психология подросткового и юношеского возраста»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Читаем вместе: книги о труде и профессиях»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Чтение о чтении»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Особые дети – особые семьи»

«О книгах по психологии и не только… (советуют психологи РГДБ)». Выпуск «Для подростков: о дружбе и отношениях»

Обзоры на книги

Обзор книг из серии «Каждый ребёнок желает знать»

Обзор книг по воспитанию

Обзор серии научно-познавательной литературы для дошкольников и младших школьников

Обзор книг из серии «Основы гуманной педагогики» Ш.А. Амонашвили

Обзоры книг с интересными фактами о науке, искусстве, природе и многом другом

Обзор книг по детской психологии: как мотивировать ребенка на самостоятельную учебу

Обзоры книг по профориентации

Онлайн-лекции

Вкусные истории: как организовать литературный пикник? 

Светлана Владимировна Илюхина – зав. отделом творческого развития читателей РГДБ

В лекции говорится о том, как можно организовать и провести с детьми дома или на природе литературные праздники, опираясь на художественную и познавательную литературу. Лектор рассказывает об опыте проведения в РГДБ познавательных литературно-кулинарных встреч, в том числе с билингвальным компонентом: «Чаепитие по-английски, по-русски и по-китайски», «Путешествие в Индию за специями и пряностями», «Шоколадная история» и др.  

Книги о войне: что читать и как обсуждать с детьми?   

Елена Андреевна Колосова – зав. отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук

В лекции представлены результаты масштабного всероссийского исследования, посвященного теме войны в чтении современных детей, проведённого РГДБ к 75-ю Победы в Великой Отечественной войне. Лектор рассказывает о новых книгах о войне и переизданиях посвященных военной теме книг, которыми зачитывались старшие поколения в своем детстве, а также о роли библиотеки в поддержке интереса к чтению литературы о Великой Отечественной войне.

Что думают родители о чтении детей?

Наталья Григорьевна Малахова  ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ 

В лекции освещается вопрос об отношении современных родителей к чтению своих детей: почему родители хотят, чтобы дети читали, какие изменения произошли в отношении родителей к детскому чтению за последние 15 лет, в чем состоит несовпадение родительских представлений о хороших детских книгах и читательских предпочтениях самих детей и др. 

Как стать приёмным родителем и не опустить руки? 

Ирина Васильевна Мельникова психолог в социальной сфере ГБУ Центр «Детство», кандидат психологических наук 

В лекции звучат важные темы приемного родительства: особенности психического развития детей-сирот, трудности, с которыми сталкиваются оставшиеся без попечения родителей дети, проблемы, которые приходится решать приемным родителям. Лектор также приводит примеры ресурсов и возможностей, которые могут помочь им в трудные минуты.

Почему подростки читают фантастику?

Александра Викторовна Березина научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат психологических наук

В лекции подробно освещается вопрос о том, что привлекает подростков в книгах, написанных в жанре фантастики и фэнтези, каковы особенности подростковой фантастической литературы, которые увлекают тинэйджеров, какие психологические задачи решают для себя подростки, отправляясь в приключения в другие миры или времена.

Как пробудить интерес к чтению: эффект короткого рассказа

Марина Владимировна Шуст – главный библиотекарь отдела творческого развития читателей РГДБ

Лекция была посвящена неоспоримым преимуществам, которые имеет рассказ как малая форма при приобщении к чтению современных детей и подростков. 

Подросток и книга: как и для чего читают подростки?

Александра Викторовна Березина  научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат психологических наук

Лекция была посвящена тому, как живут современные подростки, о проблемах и трудностях их взросления, тому, что привлекает подростков к книге, какими мотивами руководствуются подростки при выборе произведений, а также был представлен список книг, на которые подростки указывают как самые интересные согласно результатам проведенного в 2019 году исследования.

Подростки в социальных сетях: как они воспринимают себя и других?

Наталия Николаевна Поскребышева – детский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Лекция была посвящена особенностям современных социальных сетей, которые уходят от классического, привычного нам варианта, становятся все более локальными, и, в то же время, повсеместными.

Классика и современность: как собрать домашнюю библиотеку для ребенка?

Татьяна Валерьевна Рудишина – главный библиотекарь ГБУК «Центральная городская детская библиотека» им. А.П. Гайдара

Лекция посвящена вопросу, что и почему включить в личную библиотеку детских книг для ребёнка, новинкам литературы для самых маленьких, а также качественным переизданиям классических произведений для детей.

Чтение подростков в цифровую эпоху: по материалам социологических исследований

Елена Андреевна Колосова – зав. отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук

Посмотрев лекцию, вы узнаете о том, чем поколение Z отличается от предыдущих поколений, какие существуют подходы к определению различных поколений и что общего между современными подростками и поколением 1923-1943 г.р.

На материалах зарубежных и российских исследований показано, какие жанры и форматы выбирают современные дети и подростки. В завершении лекции приводятся рекомендации для родителей, как приучить подростка к чтению и сохранить интерес у тех, кто с удовольствием читал в раннем возрасте.

Детские страхи: чтение как средство поддержки ребенка

Наталья Григорьевна Малахова  психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ 

Лекция посвящена тому, что страхи могут быть нормальным чувством ребенка, как соответствующая реакция на опасные ситуации, с которыми он сталкивается. В каждом возрасте – свои нормативные страхи. Задача близкого взрослого – помочь ребенку пройти этот период, научившись справляться со своими страхами и тревогами.

На лекции были освящены причины детских страхов и то, как взрослый может помочь ребенку с ними справиться. Лучшая стратегия против страха – это смех. И детская литература здесь может очень быть полезна. Наталья Григорьевна рассказывает, какую литературу полезно читать детям, какие существуют книжки для храбрости и т.д.

Чтение дошкольников и младших школьников: развитие познавательной активности

Наталья Григорьевна Малахова  психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ 

Лекция посвящена тому, что родители много времени и сил тратят на интеллектуальное развитие малыша, на формирование познавательной активности ребенка. Но к семи годам многознающий, напичканный различными сведениями, ребенок часто оказывается интеллектуально пассивным, а иногда и категорически отказывается идти в школу и учиться.

Познание и мышление начинается с наблюдения, удивления и эксперимента. Проблема формирования активности, стадии развития мышления, опыт удивления явлениями мира, формулирования своих вопросов, собственное экспериментирование – круг тем, которые обсуждаются на лекции.

Профориентация подростков и старшеклассников: проблемы и пути решения

Наталья Григорьевна Малахова  психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ 

На лекции затронуты следующие вопросы: Откуда дети узнают о мире профессий, доступна ли им эта информация. Что подростки знают о профессиях и о том, как ориентироваться в их многообразии, как и из чего выбирать?

Важным является также вопрос: Профессия – это на время или на всю жизнь? Можно ли в современном постоянно меняющемся мире надеяться на получение профессии, которая будет актуальна в ближайшие 30-40 лет, или надо быть готовым к тому, чтобы учиться всю жизнь и не только в рамках одной области.

Национальная электронная детская библиотека: книги трех веков в вашем компьютере

Илья Станиславович Гавришин – заместитель директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки 

Лекция посвящена структуре Национальной электронной детской библиотеки, возможностям получения доступа к различным изданиям: например, книгам (от переводных изданий XVIII века до новейших изданий), журналам (от первого специального периодического издания для детей XVIII века до современных детских журналов), газетам и диафильмам. 

Речевое развитие детей

Наталья Григорьевна Малахова  психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ 

На лекции разговор идет о речи как основе сознания и мышления человека, о трудностях речевого развития современных детей, о том влиянии, которое оказывают разговоры родителей (особенно качество этих разговоров), на речевое развитие дошкольников, о необходимости создания развивающей речевой среды, для того чтобы речевое развитие детей шло без задержки.

Особая роль в этом процессе отводится материнскому фольклору – потешкам, пестушкам и чтению детских книг – стихов и сказок для речевого развития детей.

В лекции приводятся примеры и показаны некоторые речевые игры и упражнения, способствующие лучшему развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, в которые родители могут играть с детьми дома или на улице.

Подвижный ребенок: гиперактивность или норма развития

Наталья Григорьевна Малахова  психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ

Лекция посвящена разнице между просто активными детьми и детьми, которым ставится диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Слушатели узнают, по каким признакам можно судить о том, что у ребенка именно гиперактивность, как вести себя с таким ребенком, куда и к каким специалистам обращаться.

Прозвучат рекомендации по поводу книг, которые полезно прочитать родителям, если их беспокоит повышенная активность ребенка, и они хотят разобраться и понять, как лучше поступать, чтобы помочь ребенку преодолеть свои особенности и испытывать меньше проблем в обучении, взаимодействии с ровесниками и взрослыми.

Профориентация старшеклассников: от простого к сложному

Светлана Сергеевна Кукушкина – психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ

Лекция  о новых тенденциях, которые появились в вопросах выбора профессии старшими школьниками, об участии родителей в этом процессе. О том, как изменились запросы родителей на профориентацию и профконсультацию их ребенка и какие вопросы волнуют подростков и старшеклассников при выборе профессии. Прозвучит информация о новой специальной литературе, посвященной выбору профессии, которую можно почитать не только подросткам, но и их родителям.

Чтение с увлечением: познавательная и научно-популярная литература для подростков

Александра Викторовна Березина  подростковый психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ

Лекция посвящена этапам и условиям становления подростковых интересов, важности участия взрослого в этом процессе. В качестве примера приводится опыт работы Клуба путешественников в РГДБ, в котором подростки сами выбирают темы и готовят выступления по различным областям знаний: страноведение, животные, космос. В ходе лекции будет представлено много научно-популярной литературы для подростков, позволяющей развить или поддержать интерес школьников к естественным наукам, технике, филологии и литературоведению, искусству и другим темам.

Игра в детской поэзии или как мы играем в стихи

Надежда Анатольевна Потмальникова – психолог отдела творческого развития читателей РГДБ

В лекции речь идет о важности поэзии в жизни ребенка для его развития, становления его личности, формирования как читателя. Внимание слушателей обращено на важность чтения стихов ребенку с самого раннего возраста, что помогает родителям строить отношения с ребенком, делать многие скучные моменты жизни интересными, запоминающимися.

Домашний театр: от книги к спектаклю

Надежда Андреевна Графова  библиотекарь отдела творческого развития читателей РГДБ

Из лекции слушатели узнают, что домашний спектакль – это в, первую очередь, общение родителя и ребенка и хороший повод для совместного творчества. Лектор раскрывает некоторые секреты того, как создавать спектакль: как сделать простую ширму, которую легко взять с собой, записать музыку, нарисовать и вырезать силуэтных кукол и декораций, правильно поставить свет и многое другое.

Литературная лаборатория: как обсуждать книги со школьниками

Марина Владимировна Шуст  главный библиотекарь отдела творческого развития читателей РГДБ

Тема лаборатории: как помочь подростку полюбить чтение и не превратить его в скучное и неинтересное занятие. Лектор делится опытом адаптации метода Эйдана Чамберса, описанного им в книге «Расскажи». Этот метод, а также проведение различных литературных игр с подростками, помогают им «докопаться» до смысла самого сложного и непонятного произведения, разобраться в тонкостях сюжета, при этом, не превращая это занятие в трудную работу. Самое главное, по мнению лектора, это создать доверительной атмосферы, уметь выслушать подростка, задать «правильные» вопросы, которые не помешают разговору о книге и интересной дискуссии, не торопиться высказывать свое мнение. 

Как помочь подростку полюбить классическую литературу?

Светлана Анатольевна Хлебникова  филолог, кандидат психологических наук, учитель словесности Новой школы

Лекция призвана ответить на вопрос: можем ли мы помочь подростку начать читать классическую литературу, полюбить ее и, если да, то, как мы можем это делать как родители и педагоги.

Однозначных рецептов, как приобщить подростка к чтению классики не существует, но есть некоторые секреты: понимать, зачем мы хотим, чтобы подросток читал, читать самим, помогать подростку находить в классике параллели с собственной жизнью, объяснять непонятные слова и события.

Самостоятельность ребенка: желания и возможности

Наталия Николаевна Поскребышева  детский и семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Лекция об истоках самостоятельности у ребенка, о желании сделать что-то обязательно самому. Почему родители часто недовольны отсутствием самостоятельности у школьников и, вместе с тем, очень обеспокоены излишним своеволием подростка? Как можно помочь себе и ребенку в развитии самостоятельности и автономии и нужно ли это делать?

Мама-логопед: как преодолеть речевые трудности ребенка в домашних условиях

Киселёва Наталия Юрьевна  логопеда, кандидат педагогических наук, доцент Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 

Из лекции можно узнать о том, какие этапы проходит ребенок в своем речевом развитии, по каким критериям можно судить о том, развивается ли речь ребенка нормально или есть проблемы, мешающие ребенку хорошо и правильно говорить. Слушатели также узнают об играх и упражнениях, которые мама может проводить дома с ребенком, чтобы развитие его речи происходило правильно и своевременно.

Как стать родителем читающего ребенка?

Татьяна Михайловна Климова  методист организации профессиональных наставников по чтению Книжныйгид.org  

Посмотрев лекцию, вы узнаете о том, как заинтересовать ребенка чтением, сделать чтение увлекательным и приятным занятием, приносящим удовольствие. В ходе лекции раскрываются некоторые секреты того, чем можно привлечь ребенка или подростка к чтению, какая мотивация обычно действует, а какая, наоборот, вызывает у детей и подростков протест.

Опасности интернета: как защитить ребенка?

Александра Юрьевна Губанова  социолог, кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения

Лекция об опасностях интернета, с которыми может столкнуться ребенок с приведением данных социологических и психологических исследований и практическими рекомендациями, как защитить ребенка в сети.

Сайты для детей и подростков: интересные…, но полезные

Александра Юрьевна Губанова  социолог, кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения

В лекции говорится о том, чем дети и подростки занимаются в интернете, о месте в их жизни интернет-практик и чтения, а также даются ответы на вопросы: как обезопасить себя и своих детей от негативного контента, какие существуют правила безопасного поведения в Сети и какие полезные и интересные познавательные сайты для детей и подростков есть в интернете.