Российская государственная детская библиотека публикует вопросы и ответы второго этапа Всероссийской олимпиады «Символы России. Государственные символы России», который состоялся 27 ноября 2025 года.

Основные цели и задачи Олимпиады:
- привлечение внимания подрастающих поколений к истории героев и народных подвигов Великой Отечественной войны.
- выявление и развитие у детей и подростков интеллектуально-аналитических способностей и интереса к исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одарённых детей.
Вопросы для участников Олимпиады были отобраны на конкурсной основе – по десять в двух возрастных категориях. На конкурс поступило 3986 вопросов.

Вопросы для возрастной категории участников 10-12 лет
1. Эта легендарная лётчица в начале войны добилась разрешения на создание женских авиачастей. Осенью 1941 года она сформировала три авиаполка: истребительный, бомбардировочный и ночной бомбардировочный. Один из них она и возглавила, но погибла ещё до того, как полк принял участие в боевых действиях, при транспортировке самолёта к месту боевой дислокации полка. Назовите имя и фамилию лётчицы.
2. Какое событие, длившееся 872 дня, стало символом беспримерного мужества и страдания граждан?
3. Во время какого сражения Василий Зайцев, один из лучших снайперов Великой Отечественной войны, произнёс свою знаменитую фразу «За Волгой для нас земли нет!»?
4. Советский разведчик, Герой Советского Союза, перед началом Великой Отечественной войны сумел передать данные о готовящемся нападении на СССР. Он был казнён в токийской тюрьме в 1944 году. Он плохо владел японским языком, но последнюю фразу произнёс именно на нём, чтобы все присутствующие во время казни запомнили его слова: «Сэкигун (Красная Армия)! Кокусай кёсанто (Коминтерн)! Собиэто кёсанто (Советская компартия)!». Назовите разведчика.
5. Это произведение называют поэтической энциклопедией фронтовой жизни, а литературному герою – простому солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора, в Смоленске. Назовите автора и произведение.
6. Назовите имя и фамилию девочки, чей дневник стал символом блокадного Ленинграда и был представлен на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступлений.
7. «Есть курганы – повыше заснеженных пиков:
Есть Малахов курган, есть Мамаев курган…
Их пытали враги, рваной сталью истыкав,
Но стояли они, багровея от ран...
Вся держава глядела на эти высотки,
Отмечал их Верховный на карте своей,
И входили они в легендарные сводки
Исторических лет, исторических дней.
И теперь пешеходы волна за волною
От подножий к вершинам идут и идут.
А курганы стоят. Но сдаются без боя.
И людские сердца в плен берут и берут…»
Где находятся герои этого стихотворения – Малахов и Мамаев курганы – памятники воинской славы?
8. Назовите самого результативного летчика-аса в Советском Союзе и в мире во время Второй Мировой войны, который сбил 64 самолета за 330 вылетов.
В задании 9 дайте развернутый ответ:
9. В состав 28-й резервной армии, воевавшей под Сталинградом, входили необычные животные, которым впоследствии возвели памятник в г. Ахтубинске в Астраханской области. Что это за животные? Почему их привлекали? Чем именно они занимались?
В задании 10 дайте развернутый ответ:
10. Во время Блокады Ленинграда подвиги совершали не только солдаты, но и жители осаждённого города. Расскажите о судьбе животных Ленинградского зоопарка и подвиге его сотрудников.
Вопросы для возрастной категории участников 13-16 лет
1. Во время Великой Отечественной войны Эрмитаж вывез больше миллиона предметов в эвакуацию. Оставшаяся часть, после возвращения картин из эвакуации, позволила восстановить экспозиции Эрмитажа за 18 дней. По этим оставшимся в блокадном Ленинграде предметам экспозиции экскурсоводы даже проводили экскурсии. Назовите эти предметы.
2. 30 апреля 1945 года советские воины водрузили над Рейхстагом в Берлине Знамя Победы, ставшее одним из главных символов разгрома нацистской Германии. За участие в этой операции сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария в 1946 году были удостоены звания Героев Советского Союза. А их боевой товарищ, лейтенант, возглавивший выполнение боевой задачи по водружению Знамени Победы на крыше Рейхстага, стал Героем России. Это звание было присвоено ему 17 июля 2025 года. Кто этот герой?
3. В июне 1968 года Б. Васильев начал работать над повестью «Весною, которой не было». В основу произведения легла реальная история: в начале войны семь раненых солдат помешали немецким диверсантам взорвать железную дорогу Петрозаводск-Мурманск. В живых остался только сержант. Когда повесть была готова, писатель отправил рукопись в журнал «Юность». Её приняли и напечатали под более звучным заголовком. Укажите это название.
4. Этот герой Великой Отечественной войны создал знаменитую «формулу грозы», ставшую классикой воздушного боя: «Высота – скорость – маневр – огонь!» О каком герое идёт речь?
5. При ночном штурме одного из городов в 1945 году советские войска использовали мощные прожектора. По задумке командования они должны были ослепить противника, и дать нашим войскам дополнительное время для атаки. Назовите этот город.
6. О ней слагали легенды, её знали по всему миру. В истории авиации она осталась как самая результативная женщина-авиатор Великой Отечественной войны. Назовите её имя и фамилию.
7. На Северном флоте во время войны существовала традиция: подлодка, возвращаясь на базу, давала залп холостыми, иногда один, иногда два, а иногда больше. От чего зависело количество залпов?
8. С началом Великой Отечественной Войны в тыловые регионы СССР было эвакуировано 2 743 промышленных предприятия, на которых трудились порядка 15 млн. человек. Это был тыл, ковавший нашу Победу. Где находятся и как называются известные памятники, объединённые в серию «Меч Победы»? Что символизирует эта композиция?
В задании 9 дайте развернутый ответ:
9. В Ленинграде во время Блокады для службы в ПВО нужны были люди с особыми качествами. Один из офицеров вспомнил известный рассказ В. Г. Короленко, который подал ему идею, где найти таких людей. Строгий отбор прошли только 12 человек. Таких людей, как они, на службе больше не было. Благодаря им были сохранены тысячи жизней и многие величайшие памятники архитектуры. Назовите рассказ В. Г. Короленко. Расскажите, что объединяет всех этих людей и как именно они выполняли поставленную задачу?
В задании 10 дайте развернутый ответ:
10. В городе Городце Нижегородской области есть необычный памятник – женщина в окружении детей. Это – отважная партизанка и учительница начальных классов Матрена Исаевна Вольская. Опишите, какой именно подвиг в годы Великой Отечественной войны совершила эта женщина.
Победители II этапа Всероссийского конкурса «Символы России. Государственные символы России» →











