.

Лаборатории детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай» уже работают в Архангельске, Бердянске, Владимире, Грозном, Донецке, Краснодоне, Липецке, Луганске, Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Чебоксарах, Шахтерске, а до конца года откроются еще в Мариуполе (ДНР) и Мелитополе (Запорожская область). Приглашаем познакомиться с региональным опытом проведения в лабораториях познавательных мероприятий, некоторые из которых прошли весной 2024 года.

 

Лаборатория «#ЗнайЧитай»

 

Липецкая областная детская библиотека провела цикл мероприятий «От письма до литеры», на котором ребята познакомились с одним из самых загадочных народов – шумерами. Дети узнали, что именно шумеры подарили миру колесо, арифметику, геометрию, но самым удивительным их изобретением было письмо. Шумеры придумали выдавливать знаки тростниковыми палочками на сырой глине, размятой в пластинки. Этот способ письма учёные назвали клинописью. В рамках занятий ребята самостоятельно изготовили из глины табличку, на которой с помощью клинописных знаков написали своё имя.

Прошло творческое мероприятие «Волшебство на кончике иглы» где ребята узнали о том, что вышивание существует уже много веков. В старину техника вышивания на Руси отличалась от региона к региону своими уникальными элементами. Кроме того, юные гости увидели изделия, украшенные вышитыми узорами и познакомились со способами подготовки ткани и ниток. На мастер-классе каждый смог попробовать себя в кропотливом искусстве и смастерить уникальную поделку, украшенную вышитым на бумаге сердцем.

 

znajchitaj v lipeckoj oblastnoj detskoj biblioteke 1

  

Владимирская областная библиотека для детей и молодёжи одна из первых получила Лабораторию и с успехом проводит для читателей занятия «История письменности: Петроглифы». Петроглифы – высеченные на камне изображения и знаки. Ребята «побывали» в самых знаменитых пещерах и познакомились с Беломорскими и Онежскими петроглифами. Также дети приняли участие в мастер-классе «Послание потомкам» и создали рисунки в технике граттаж.

Открыв сундук региональной идентичности, ребята узнали о происхождении Муромского калача, познакомились с фразеологизмами «тёртый калач», «калачом не заманишь», «дойти до ручки», а на мастер-классе «Муромский калач» каждый смог побывать пекарем и вылепить собственные калачи.

 

Лаборатория «#ЗнайЧитай» Владимир

 

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека приглашала ребят узнать об устройстве русской и чувашской избы, понять, что, где и как располагалось в доме и познакомиться с предметами старины. Особое внимание было обращено на горницу, «бабий угол», «красную горку». Кроме того, ребята узнали о том, как пользовались бытовыми вещами. Каждая изба сооружалась из венцов, соединённых четырьмя бревнами. Самые толстые и крепкие стволы уладывали вниз – окладные, верхний венец был черепным. Многие экспонаты дети видели впервые. Итогом занятия стало обсуждение пословиц и поговорок о доме, игра «За дровами» и знакомство с литературой по теме.

Участники музыкально-игрового представления «Народная колыбельная» познакомились с историей появления колыбельных. Заведующая сектором культурных программ Наталья Степанова продемонстрировала детям колыбель и рассказала о том, что слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Отсюда и название детской кроватки – колыбелька, зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска. Она совершает плавные и ритмичные движения, а младенец быстро успокаивается и засыпает. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. В завершение литературного занятия вниманию участников были представлены видеофрагменты колыбельных на чувашском языке и старинной песни в исполнении Натальи Фаустовой, автора социального проекта «Колыбельные для всей семьи». 

 

Лаборатория «#ЗнайЧитай» Чувашия

 

Тульская областная детская библиотека провела интерактивную программу «Запиши на чердаке»: знакомство с греческими цифрами, способами записи их чисел и системой счисления. Ребята выполнили задания «Запиши цифрами», а также создали цифру «Мюриой» в технике оригами.

Знакомство с египетской нумерацией, материалами для записи и способами фиксации чисел Древнего Египта, а также выполнение заданий с использованием египетских цифр и изготовление папируса прошло на часе истории «Мы запишем на папирус: “пятка, палец и лягушка”».

Участники квеста-путешествия «Тайны дома с башенкой» узнали архитектурные особенности послевоенной застройки Тулы, странности перекрёстка проспекта Ленина и улицы Первомайской, курьёзы конструкции дома с башенкой, а также нашли подсказки для разгадки таинственного краеведческого шифра.

 

Лаборатория «#ЗнайЧитай» Тула

 

Краснодонская центральная детская библиотека провела литературную игру «Сундучок семейных ценностей». Ребята познакомились с традициями и устоями русской семьи, поговорили о важности сохранения семейных традиций, а библиотекарь рассказала о быте и обычаях наших предков, используя наполнение инсталляций Лаборатории #ЗнайЧитай. От обычаев перешли к материнскому фольклору – ребята вспомнили, какие колыбельные пели им в детстве их мамы и бабушки. Особый интерес вызвал сундучок, из которого ребята доставали вопросы с заданиями: отгадать загадку, угадать предмет быта, вспомнить литературное произведение или сказку, посвященные семье, быту, воспитанию детей.

 

Лаборатория «#ЗнайЧитай» Краснодон

 

До новых встреч в Лабораториях детского и подросткового чтения «#ЗнайЧитай»!

 

 

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.