fbpx
.

В фойе Концертного зала библиотеки открылась совместная выставка РГДБ и Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева (библиотеки Московской консерватории) к 180-летию Н. А. Римского-Корсакова «Главный музыкальный сказочник России». 

 

Выставка «Главный музыкальный сказочник России»Выставка «Главный музыкальный сказочник России» к 180-летию Н. А. Римского-Корсакова

  

Коллеги из Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева и лично заместитель директора Светлана Сергеевна Мартьянова приняли участие в подборе материалов и предоставили для выставки 6 прижизненных сочинений Н.А. Римского-Корсакова издательства Митрофана Беляева «M.P.Belaieff, Leipzig»: романс на стихи Г.Гейне «Ель и пальма» 1891г., «Сказка», соч.29, романс на стихи А.С.Пушкина «Эхо», Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, Op.30, попурри из оперы «Майская ночь»1896 г., клавир оперы «Ночь перед Рождеством» 1895г.

Выставку можно посетить в часы работы библиотеки до 30 марта 2024 года.

 

Выставка «Главный музыкальный сказочник России»Выставка «Главный музыкальный сказочник России» к 180-летию Н. А .Римского-Корсакова

  

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Отец, Андрей Петрович Римский-Корсаков, служил новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост волынского губернатора. К моменту рождения младшего сына ему исполнилось 60 лет, он давно вышел в отставку. В семье Римских-Корсаковых было двое сыновей – Воин и Николай. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием старшего. Воин начал карьеру с гардемарина и дослужился впоследствии до контр-адмирала.

С шести лет у Николая начинается домашнее образование. Отец и мать играли на фортепиано и прививали младшему сыну любовь к музыке. В 11 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение. Но в детстве Ника не любил заниматься музыкой и уделял ей время только по настоянию родителей, а мечтал о морских приключениях – ведь в роду Римских-Корсаковых мужчины по традиции становились морскими офицерами.

 

Николай Римский-КорсаковКадет морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков, 1856 год 

 

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Он учился на отлично и входил в «первый десяток» кадетов, а потому получал еженедельный отпуск. Николай посещал концерты, оперный театр, где познакомился с музыкальными произведениями Дж. Россини, Дж. Мейербера, М. Глинки.

Будучи кадетом, Римский-Корсаков стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у известного пианиста Федора Канилле. Через некоторое время Канилле познакомил своего талантливого ученика с уже знаменитым музыкантом Милием Балакиревым, основателем Балакиревского кружка (впоследствии «Могучая кучка»). В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и и Цезарь Кюи .

Милий Алексеевич сыграл огромную роль в становлении будущего композитора, поддержал его и вдохновил 17-летнего юношу на создание крупного произведения – Первой симфонии, эскизы к которой уже были созданы в годы обучения у Канилле. К концу учебы в кадетском корпусе Николай завершил три части произведения, но должен был отложить сочинительство, потому что отбывал на три года в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». 

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, Ми-мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в Ми-мажоре.

По возвращении в 1865 г. из плавания Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся сочинительством под руководством Балакирева.

 

Николай Римский-КорсаковН.А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине 
мичмана Российского Императорского флота

 

Первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. Никому и в голову не пришло, что у приглашенного профессора нет системного музыкального образования (потом Николай Андреевич ликвидировал пробелы в теории самостоятельными усердными занятиями). В эти же годы он начал преподавать в организованной Бесплатной музыкальной школе.

В 1870-х Николай Римский-Корсаков создает свою первую оперу «Псковитянка» по одноименной пьесе русского драматурга Льва Мея. Автор посвятил «Псковитянку» кружку Балакирева. В работе над произведением ему помогали другие композиторы: Петр Чайковский заранее прислал либретто, а Модест Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Сейчас это сочинение входит в 100 наиболее часто исполняемых опер во всем мире.

Вся творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова поражает своим масштабом и многогранностью: он преподает в консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева, готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни, ведет класс инструментовки в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает бескорыстной работе по подготовке к исполнению и изданию незаконченных опер своих покойных друзей — «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина.

Помимо всего вышеперечисленного композитор создает 15 опер, 3 кантаты, 3 симфонии, Симфониетту, Концерт для ф-но с оркестром, Фантазию для скрипки с оркестром, Увертюру на темы трех русских песен, Сербскую фантазию, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовную музыку; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен, регулярно пишет рецензии, а также теоретические труды («Основы оркестровки», «Практический учебник гармонии»), заканчивает автобиографическую книгу «Летопись моей жизни».

 

Николай Римский-КорсаковН.А. Римский-Корсаков

 

За 37 лет преподавательской работы в С.-Пб. консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов и создал отечественную композиторскую школу. Среди его учеников – А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, M. M. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский и другие.

Во время революции 1905 года Николай Андреевич занимал либеральную позицию и даже на время оставил преподавание в консерватории, из-за несогласия с администрацией. В последние годы жизни он много времени проводил в усадьбе под Петербургом, где в 1908 года скончался от инфаркта. Спустя 36 лет после смерти Римского-Корсакова старейший российский музыкальный вуз – Петербургская консерватория – стал носить его имя.