Нотно-музыкальный зал Российской государственной детской библиотеки приглашает в сентябре на тематические выставки, посвященные юбилеям известных музыкантов.
01.09.24 – 30.09.24
«Знаний лишних не бывает» – тематическая выставка ко Всероссийскому празднику «День знаний» (ноты + CD-диски).
«Золотое сердце, золотые руки, золотая голова» – так отзывался о Владимире Спивакове Леонард Бернстайн. Выставка посвящена 80-летию Народного артиста СССР (1990), Артиста мира ЮНЕСКО (2006), художественного руководителя и главного дирижёра Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», выдающегося советского и российского скрипача и педагога Владимира Теодоровича Спивакова.
«Бытие в музыке» – к 125-летию со дня рождения пианистки Марии Юдиной. Мария Вениаминовна Юдина была крупнейшей советской пианисткой, профессором Ленинградской и Московской консерваторий, Института имени Гнесиных.
Современники единогласно отмечали ее оригинальные исполнительские интерпретации, глубокую интеллектуальную проработку музыкальных образов и нестандартность репертуара. Мария Юдина познакомила советскую публику с сочинениями Игоря Стравинского, Пауля Хиндемита, Витольда Лютославского, Кароля Шимановского, Франка Мартена и многих других. Многолетнее творческое содружество связывало её с C. С. Прокофьевым и Д. Д. Шостаковичем. Она дружила с философами А.Ф.Лосевым, М.Бахтиным, П.Флоренским и оставила обширную переписку с И. Ф. Стравинским, П. Сувчинским, К. И. Чуковским, Б. Пастернаком, Карлхайнцем Штокхаузеном и др., а также воспоминания о Вл. Софроницком, П. Флоренском, Л. Карсавине, Ал. Ухтомском, А. М. Горьком, М. Цветаевой, Б. Пастернаке, К. Паустовском, А. Кочеткове, Н. Заболоцком и др.
«Искусство фуги» – к 100-летию Рудольфа Баршая, знаменитого советского альтиста и дирижера. Рудольф Баршай был учеником и другом Шостаковича, одним из создателей квартета имени Бородина (как альтист он играл в первом составе квартета). До сих пор памятны выступления Рудольфа Баршая со Святославом Рихтером, Эмилем Гилельсом, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем. А также он был основателем Московского камерного оркестра (1955), который до сих пор называют баршаевским и который так и остался непревзойденным эталоном. Этот оркестр исполнял музыку барокко и был первым оркестром такого жанра в Советском Союзе. Но самым значительным в своей жизни он считал завершение Десятой симфонии Малера (на эту работу его благословил Шостакович) и инструментовку одного из последних сочинений Баха – “Искусство фуги”, работая над ним в течение 30 лет и закончив за неделю до смерти.
«24 скрипки короля» – выставка к 365-летию Генри Пёрселла, известного композитора и органиста эпохи барокко, «английского Баха», создавшего множество произведений, самым известным из которых является опера «Дидона и Эней».
«Звучащий космос» – к 200-летию австрийского композитора-романтика, органиста и музыкального педагога Антона Брукнера. Перу Брукнера принадлежат 11 симфоний (в т. ч. фа минор и ре минор, «Нулевая»), струнный Квинтет, 3 мессы, «Те Deum», хоры, пьесы для органа. Масштабность брукнеровских симфоний поражает; музыковеды его причисляют к наследникам традиций Бетховена и Шуберта.