.

Выставка «Пушкин и Чайковский», совместно подготовленная сотрудниками РГДБ и Научной музыкальной библиотеки имени С.И.Танеева (библиотека Московской консерватории), посвящена двум великим произведениям гениев русской культуры – Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского «Пиковой даме» и «Евгению Онегину».

 

 

В основе повести «Пиковая дама» (1833 г.) лежит реальная история, которую Александр Пушкин услышал от своего приятеля, князя Сергея Голицына. Прототипом старухи-графини стала бабушка С. Г. Голицына, княгиня Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора. Она действительно некоторое время жила в Париже (там к ней весьма благосклонно относилась королева Мария-Антуанетта) и была знакома с Сен-Жерменом, от которого узнала некий карточный секрет. При русском дворе Голицыну чрезвычайно почитали и уважали, а в день именин её приезжала поздравлять царская фамилия. Повесть «Пиковая дама» появилась на свет в Болдине. Датой создания этого произведения считается октябрь-ноябрь 1833 года. Читатели благосклонно приняли новое творение Пушкина, и «Пиковая дама» прочно вошла в моду.

У Чайковского замысел «Пиковой дамы» возник в 1889 г. после знакомства с первыми картинами либретто, написанного его братом Модестом для композитора Н. Кленовского, который начал сочинение музыки, но по каким-то причинам не довел дело до конца. Во время совещания у директора императорских театров И. Всеволожского (декабрь 1889 г.) было решено, что вместо александровской эпохи действие будет перенесено в екатерининское.  Работа над оперой развертывалась с такой интенсивностью, что либреттист не поспевал за композитором, и в ряде случаев Петр Ильич создавал текст сам. Чайковский сочинял «Пиковую даму» во Флоренции с 19 января по март 1890 г. Черновой вариант оперы был им написан за рекордно короткий срок – 44 дня! До Чайковского оперу на этот сюжет ранее создавали Фроманталь Галеви (1850 г.) и Франц фон Зуппе (1864 г.).

Коллеги из научной музыкальной библиотеки им. С.И.Танеева (библиотеки Московской консерватории) и лично заместитель директора Мартьянова Светлана Сергеевна, понимая и разделяя важность приобщения детей к сокровищам русской музыки, предоставили для нашей выставки дореволюционные издания клавиров оперы «Пиковая дама» М.: П. Юргенсон, 1900. 165 с.

 

Выставка «Пушкин и Чайковский»

 

«Евгения Онегина» Пушкин задумал во время южной ссылки в Кишиневе – впечатления того периода жизни отчетливо прослеживаются в первой главе, в которой он иронизирует над нравами дворян, и в так называемом «Путешествии Онегина». Основную часть произведения поэт написал уже во время северной ссылки в Михайловском, а завершил во время пребывания в Царском Селе. Работа над романом заняла 8 лет: с 9 мая 1823 г. по 5 октября 1831 г., но и после завершения произведения автор до 1833 г. редактировал отдельные строфы. В письмах к Вяземскому Пушкин признавался, что жанровая структура и поэтика его романа в стихах сформировались под впечатлением от знакомства с «Дон Жуаном» Байрона. «Евгений Онегин» стал ключевой книгой в истории русской литературы: это первый роман в стихах, который появился на русском языке и имеющий оригинальную строфу, не встречавшуюся ранее в мировой поэзии.

Что касается оперы «Евгений Онегин», то созданию произведения предшествовали длительные поиски оперного сюжета. Идея была подсказана почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877 года. Композитор писал брату Модесту Ильичу 18 мая 1877 г.: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна... вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина"?». В 1878 г. сочинение было закончено, либретто вместе с Петром Ильичом создавал поэт Константин Шиловский.

На выставке, которая расположена в фойе концертного зала РГДБ, представлены как дореволюционные издания оперы, так и сборники 20-30 хх годов издательства «Музгиз» из фондов НМБТ.

Мы благодарим коллег из библиотеки Московской консерватории, принимающих активное участие в деле приобщения подрастающего поколения к наследию великих русских классиков, чьи гениальные произведения с огромной художественной силой содействуют формированию у детей положительных нравственных установок, раскрывают этические, нравственные и духовные принципы, лежащие в основе нашей национальной культуры.

 

Фото: пресс-служба РГДБ

Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ →