Нотно-музыкальный зал Российской государственной детской библиотеки (зал № 315) приглашает на выставку «Про трёх китов», посвященную 120-летию со дня рождения композитора, пианиста, педагога, создателя авторской системы общего музыкального образования Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.
Дмитрий Кабалевский
Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в канун первой русской революции – 30 декабря 1904 г. в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и его сестры Елены, которая была на год старше, прививал им интерес к литературе, географии, естествознанию, технике.
Любовь к музыке и музыкальные способности Д. Кабалевский получил скорее от матери Надежды Александровны. Родители Дмитрия не были людьми искусства, но они научили детей понимать, какую огромную роль играет искусство в жизни человека, в развитии его культуры и кругозора.
Тяга к музыке появилась довольно рано. Учить музыке его начали лет с семи, но учительница была довольно строгой; она запретила мальчику импровизировать. Вернулся к занятиям Дима, спустя шесть лет, уже в Москве, когда семья Кабалевских переехала из Петрограда.
В 1925 г. Д. Кабалевский поступил в Московскую консерваторию. Учился одновременно на двух факультетах – фортепиано и композиция. Ученик Н.Я. Мясковского (композиция) и А.Б. Гольденвейзера (фортепиано). В 1931 г. он впервые исполнил в Большом театре написанный им первый концерт для фортепиано с оркестром.
Композиторское наследие Кабалевского чрезвычайно обширно: пять опер, балет, оперетта, тринадцать симфонических произведений, семь инструментальных концертов, шесть ораторий и кантат, большое количество камерных произведений, многочисленные фортепианные произведения как для детей и юношества, так и для состоявшихся музыкантов.
Выставка «Про трёх китов» в РГДБ