fbpx
.

8 июля в 16-00 в большом выставочном зале РГДБ состоится открытие персональной выставки «Близкое Далекое»  заслуженного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств России, профессора Владимира Перцова (р. в 1933).

IMG 2731

 

 ФОТОГРАФИИ С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ

 ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ

 

 

В 1933 году  07 июля: родился в семье  бывших дворян  Перцова Валерия Николаевича и Екатерины Михайловны Перцовой (урожденной княжны Голицыной).

 

1956 год. Окончание Московского полиграфического института. Курс П.Д. Гончарова и Г.Т.Горощенко. По присвоении диплома художника-графика был распределен в Гослитиздат. Первые 2 года проработал техническим редактором, хорошо узнав издательскую и книжную кухню.

 

1958 год. Работал художественным редактором в Госполитиздате, где работали тогда многие книжные художники, выпускал детские отрывные и настенные календари. 

 

С 1960 - свободная работа по заказам издательств, главным образом в издательстве «Советский писатель», где зачастую оформлял стихи молодых поэтов. К этому времени относятся и первые поиски в области шрифта. Встреча с сокурсником Юрой Молокановым, пригласившим художника в редакцию журнала «Мурзилка», где Юрий незадолго до того выиграл конкурс и стал главным художником. «Там Молоканов создал очень сильный коллектив художников – петербуржцы: Лебедев, Конашевич, Васнецов, Чарушин, Курдов, москвичи: Рачев, Ермолаев, Шмаринов, Горяев, Маврина, вскоре Лемкуль   и Митурич , яркими звездами там блистали Лосин и Монин, а также Чижиков, Скобелев, Елисеев». В журнале «Мурзилка» Перцов постепенно стал активно рисовать: «Я много рисовал в скверах, на улицах, во дворах детей, их особую пластику движений, стал рисовать и всякие детские спортивные игры. Лосин и Монин повели меня в издательство «Детский мир», им руководил хороший художник Иван Бруни, с которым я был немного знаком по семье Фаворских.  Это издательство вскоре стало именоваться «Малыш», и я стал делать брошюры-книжки для детей».

 

 

1965 год. Первая большая и самостоятельная работа над книгой -  былина «Садко» в очень хорошем пересказе А.Н.Нечаева.768292 original  «Я очень увлекся этой работой, поехал даже в Новгород,  который был очень разрушен войной и советской властью, стал искать там какие-то реалии далекого прошлого. И представьте себе – нашел: огромную кучу снега (была зима), под которой, как мне объяснили работники музея, были развалины церкви XIV века, построенной богатым новгородским купцом, а тогда бывшим посадником «Сотко Сатинычем». Я тогда сразу решил, что это и был реальный Садко, я и теперь так думаю, который сам и сочинил эту замечательную былину, чтобы как-то объяснить происхождение своего богатства. Стало быть эта былина и рассказывает о Новгороде XIV века и нечего ее рядить в фантастические одежды. Но и XIV век было найти в Новгороде тогда непросто, ведь русская история тогда начиналась с 1917 года. Эта книга, когда ее напечатали и иллюстрации были на выставке, произвели, пожалуй, фурор и они понравились и публике, и критикам, и художникам, и всякому начальству. А тут же мне заказали еще одну книжку, принесшую мне тогда славу художника русской темы, к которой тогда наконец стали относиться с пиететом. Я сделал иллюстрации к сказу старинного друга моего дяди,- замечательного художника детской книги, настольных игр, журнальной иллюстрации Владимира Михайловича Голицына – книгу Бориса Шергина, недавно на Рождественском бульваре открылся 23даже его музей. Я уже несколько раз примерялся сделать к нему иллюстрации, но не выходило. Этот сказ – «Ваня Датский», был мной сделан, как и «Садко», с активным употреблением шрифта, рисунки состоят из крупных главных фигур, меньших – второстепенных и более мелких – всяких событий, которые образуют как бы клейма. «Ваня Датский» – эта книжка,  хотя прошло уже почти 50 лет, и сейчас моя гордость , мечта - её переиздание». Художник  специализировался на близкой ему волне: русская историческая тема, не только книжки по русской истории, но и русские сказки, былины, песни, стихи и прочее. В тоже время были сделаны и многие другие книжки. Художник книги не всегда самостоятельно выбирает себе тему. Владимир Валериевич  много писал шрифтов для своих друзей: - “каждый раз надо было найти соответствие не только с текстом и его содержанием, но и со стилистикой автора-художника, с его пластическим и композиционным замыслом. «...Обычно деньги мне за это какие-то платили, но помянуть хотя бы в выходных сведениях о моем участии забывали, и мои шрифты воспринимаются, как написанные самим художником – ну что ж, я и старался их так писать, чтобы казалось, что их написал сам художник. Особенно много я написал шрифтов Маю Митуричу, кажется к его стилистике мои шрифты особенно подходили.»  

 

1968 год. Была сделана книжка, написанная писателем Олегом Тихомировым про Александра Невского.  –«Здесь былинный, фантастический момент отсутствовал, хотя еще чувствовался. Я тогда же решил уговорить автора написать еще про Дмитрия Донского и про Минина и Пожарского. Хотя реальная история лишает художника многих красок, все же он задачу выполнил и в конце концов из этих трех книжек получилась одна «На страже Руси», к которой я сделал два форзаца – карты и планы событий - и разворотный титул. В ней более 100 рисунков и она сделана в единой композиционной системе, которая дала мне широкие возможности для иллюстрирования. Но все же реальность многих ситуаций вынудила меня чуть умерить красочность».

 

1960-1990-е годы. Владимир Перцов сделал много мелких книжек и несколько крупных, всего же им было проиллюстрировано и оформлено более 200 книг. Из наиболее крупных – сказки о Петре I «Находчивый солдат», «Русские народные сказки», поэма А.С.Пушкина «Полтава», «Былины», « которые я делал сначала для Киева, потом они переиздались в Москве, былины, соединенные в один сюжет писателем Ильей Сельвинским под названим «Три богатыря», совместно с друзьями В.Лосиным и Е.Мониным сборник рассказов разных авторов о ремеслах.«Серебряная пряжа», сказки И.Шурко «Сотворение мира», недавно в издательстве «Фортуна» вышел сборник былин, сделанных мной в разное время, церковь святой Татьяны издала с моими иллюстрациями «Евангельские рассказы» - все это довольно значительные книги в переплетах. За время существования Российских и Союзных конкурсов на лучшее оформление книг, оформленные В.В. Перцовым книги получили 40 дипломов различных степеней. Во время всей своей художественной деятельности художник создавал многочисленные шрифтовые работы, в основном писал шрифты для своих друзей, художников детской книги. А также сделал наборную гарнитуру, в том числе и скоропись (курсив), в кириллических формах, её сейчас вовсю  используют. За эти годы было создано большое количество рисунков для разных журналов – «Мурзилка», «Веселые картинки», «Вокруг света», «Огонек» и многих других.

 

1972 год. Создает переплет и часть рисунков книги, по которой начинали свое образование миллионы соотечественников: “Букварь”, который выдержал немало переизданий. Образом для рисунка обложки стал сын художника.

 

1978 год. Владимир Валериевич Перцов стал Заслуженным художником РСФСР.

 

В 1996 году художник написал свою единственную картину: «А.С.Пушкин в гостях у Перцовых в Казани в 1833 году». «Эта встреча действительно имела место быть, Пушкин был знаком с Эрастом Перцовым, старшим братом моего прадеда, по Петербургу и даже (очень сдержано) хвалил его стихи, и они договаривались выпускать какую-то газету на деньги Эраста. А.С. Пушкин тогда собирал материалы по Пугачевскому мятежу, и его привел к Перцову Е.А.Баратынский, который его встречал и жил тогда в Казани у своего тестя Энгельгардта.

 

1987 - 2005 годы. Владимир Валериевич Перцов преподает в стенах родного Полиграфического института (ныне Университет Печати им. И.Федорова) а также в Суриковском институте. За время его преподавания в самостоятельное творческое плавание вышли многие поколения молодых художников.

 

2002 год. Художник Перцов - Заслуженный деятель искусств Российской федерации. 2002 - по настоящее время художник написал и опубликовал несколько своих книг: рассказы о русских святых « Русские святые», путеводители по Подмосковью и соседним областям, а также подготовил и оформил издание нескольких книг, среди которых “Русский рисованый шрифт”, которую  он сам и  написал. Художник говорит: - “Все время мои основные интересы были связаны с натурной работой над пейзажем, в том числе городским, с портретом, вообще с натурой (акварель, темпера, масло). Я считаю это очень нужным художнику книги, детской в том числе”.

 

Подробнее о художнике.