С.Я. Маршак. Кукрыниксы«Урок истории» - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1942. – 64 с.: ил.; цветная иллюстрированная обложка. Тираж 25000. Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже 1887 году. Блестяще учился, знал несколько языков, в юном возрасте начал писать...
выставка 5 венгеров
Алексей Анатольевич Венгеров - человек выдающийся. Профессор, доктор технических наук, академик РАЕН, президент общественного регионального фонда «Мы и XX век», он широко известен также как собиратель книг, обладатель уникальной коллекции редчайших изданий разных эпох. А. Венгеров родился в Москве в 1933 году. Увлечение чтением сопровождало его с самого детства – мать, Софья Алексеевна, была женщиной прекрасно образованной, знала пять языков и собирала книги. В доме водились издания Корнея Чуковского, Луи Буссенара, Майн Рида, Джека Лондона и других, причем новые томики появлялись даже в тяжелые, голодные военные годы. Алексей Анатольевич закончил Московский авиационный институт, много и плодотворно работал в области, но круг его интересов не ограничивался только наукой: история России, ее книги – все это волновало и притягивало. Его богатейшая коллекция живет в организованных им выставках, издательских и культурологических проектах, а еще помогает читателям увидеть, «осязать» историю Отечества и мира через книги в просветительском проекте «Библиохроника». Это серия богато иллюстрированных тематических томов, в которых собраны очерки о книгах разных эпох, представленных в коллекции Алексея и Сергея Венгеровых.
Проект начался с выставки «Старая русская книга», организованной А. Венгеровым в 1991 в Центре европейского книгопечатания в Нюрнберге (Германия) – там авторам впервые пришла идея расположить книги хронологически. Позже, на выставке в ГМИИ им. Пушкина «XX век. Мы - в обложке», в хронологическом порядке были представлены журналы. «Библиохроника» - проект уникальный, это новый жанр, который позволяет читателям погрузиться в историю, дает импульс к ее пониманию, пробуждает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как артефакту времени.
Издания проекта «Библиохроника» отличаются высочайшим качеством исполнения (по словам А. Венгерова, каждый том требует трех-четырех лет напряженной работы). Этот цикл завоевал множество наград, а первые три тома были удостоены премии Правительства России в области культуры в 2012 году. Книги серии вышли ограниченным тиражом - автор передает их крупнейшим библиотекам и научным центрам мира, от МГУ и РГБ до Стэнфорда и Оксфорда. В марте 2020 года Алексей Венгеров подарил 16 томов «Библиохроники» фонду редкой книги Российской государственной детской библиотеки.
К 75-ой годовщине Победы в серии вышел новый том «Будущее – в памяти…», посвященный книгам, изданным во время войны. Задача тома, по словам автора, состояла в том, чтобы «передать атмосферу общественных и человеческих отношений и еще раз воздать должное и поклониться людям, благодаря которым мы живы». Этот том также был передан в фонд РГДБ и стал ценным источником для подготовки выставки книг военных лет.
Детские книги многое могут рассказать о своём времени. Их темы, их облик, их тон всегда удивительно точно отражают культурную среду и общественную ситуацию, в которых они создавались. Это тем более верно для книг, которые выходили с июня 1941 по май 1945 года: о многом говорит уже сам факт их существования, их внешний вид. Детские книжки печатались, несмотря на дефицит бумаги, краски, рабочих рук и жизненных сил. Переиздавалась русская классика (Пушкин, Гоголь, народные сказки) — чтобы сохранить связь с отечественной культурой, с родным языком; зарубежная детская литература (Андерсен, Жюль Верн, английские песенки) — чтобы в ужасе мировой катастрофы не утерять истинную картину цивилизации. Выходили практические пособия по умению выжить в новых страшных условиях («Чем помочь обороне») и написанные по горячим следам военные повести для детей и подростков («Девочка из города» Любови Воронковой впервые увидела свет в 1943 году, в 1944 подписано в печать издание «Сына полка» В. Катаева). Самое удивительное — несмотря ни на что, издавались весёлые, беззаботные детские книги, оставляя среди хаоса и разрушения место радости и игре. Над созданием книг в тяжелейших условиях голода, холода, усталости трудилось огромное количество людей, а тиражи были достаточно велики, чтобы охватить все уголки огромной страны, которая отчаянно нуждалась в этой поддержке – книгой, словом, образом.
Книгам, которые читали дети Москвы, Сталинграда, блокадного Ленинграда, дети в тылу, посвящена выставка. Сердцем ее станут 5 книг, напечатанных в годы Великой отечественной войны. Они отражают все разнообразие детского чтения тех лет – сюда вошло и уникальное иллюстрированное издание сказок П. Бажова, и острая агитационная сатира С.Я. Маршака и Кукрыниксов, и книги, созданные в годы войны: «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Ленинградский дневник» О. Берггольц, «Сын полка» В. Катаева.
-
П.П. Бажов«Малахитовая шкатулка. Сказы старого Урала» / Иллюстрации, заставки и концовки художника В. Кузнецова. Титул, инициалы и макет художника М. Зеликсона. – Москва: Советский писатель, 1942. – 1 л. Фронт., 194, [6] с.: 11 л. Илл.; коленкоровый переплет. 22,7 х 7 см. Тираж 10000 Павел...
-
А. Т. Твардовский «Василий Теркин: Книга про бойца. Из фронтовой жизни. Избранные главы» - Москва: Военное Издательство Народного Комиссариата Обороны, 1944. – 78 с. (Библиотека красноармейца). В печатной издательской обложке. 15 х 11 см. «Василий Теркин: Книга про бойца. – Москва:...
-
О. Ф. Берггольц«Лениградский дневник: Стихи и поэмы. 1941-1944 / Рисунки А. Ф. Пахомова. – Ленинград: ОГИЗ Государственное Издательство Художественной Литературы, 1944. – 88 с.: ил. В издательской обложке. 15 х 11, 5 см. «Никто не забыт, ничто не забыто» - эта фраза из стихотворения...
-
В. П. Катаев«Сын полка»: Повесть / Рисунки И. Гринштейна. – Москва; Ленинград: Государственное Издательство Детской Литературы Наркомпроса РСФСР, 1945 – 174, [2] с., ил. В издательском переплете. 26 х 17 см. «Сын полка» (1945) Валентина Катаева до сих пор считается главной детской книгой о...