Россия. Российская школа иллюстрации известна на весь мир, а иллюстраторы из России регулярно удостаиваются престижных международных наград. Одна из центральных тем классической и современной российской иллюстрации — культура народов, населяющих страну, а также народов соседских стран. На русском языке регулярно публикуются народные сказки и легенды, произведения авторов стран Содружества. Художники-иллюстраторы с большим интересом изучают эти культуры и создают произведения, вдохновленные ими. На нашей выставке представлены избранные работы Ольги Мониной, Юлии Сидневой и Анны Авакянц.
Художница Ольга Монина (1960 г. р.) — член Московского союза художников (с 1987 г.), член правления секции книжной графики Московского союза художников (с 1999 г.) и член оргкомитета Всероссийского фестиваля детской книги в РГДБ (с 2016 г.). Персональные выставки проходили в России, США, Германии. Ольга курирует многочисленные выставки в РГДБ. Среди наград — диплом конкурса «Искусство книги» (1992), Медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2017). Книга С. Я. Маршака «Легенды старой Англии: из английской и шотландской поэзии» с иллюстрациями Ольги Мониной была включена в Почетный список Международного совета по детской книге (IBBY) в 2020 г.
Ольга Монина — автор иллюстраций к книгам издательства «Фонд Марджани». О своей работе с издательством Ольга рассказывает так: «Сказочные и фольклорные тексты не требуют от иллюстратора скрупулезной исторической точности – ведь их действие происходит в условном, вымышленном пространстве. Но, в данном случае, разумный подход — «рисовать так, чтобы над тобой не смеялись носители культуры» — был явно недостаточным […] И вот что еще хотелось бы сказать. Работа, связанная с погружением в духовную и материальную культуру другого народа, не просто расширяет кругозор, она помогает лучше понимать, уважать и любить соседей».
Художница Юлия Сиднева (1987 г. р.) — член Московского союза художников и участник многочисленных международных и российских выставок, лауреат конкурса «Образ книги».
Многие годы Юлия сотрудничала с журналом «Баку», рассказывающем о культурном сотрудничестве России и Азербайджана. О своей работе с журналом художница рассказывает так: «Это большой подарок, потому что я имею дело с живыми, трепетными, ностальгическими текстами. Их авторы, профессиональные художники, режиссеры, дипломаты, музыканты и т.д., делятся самыми теплыми воспоминаниями о детстве и юности, историями, связанными с городом, нетривиальными судьбами, но, главное, ощущением детства. А детство — это всегда легкость, восторг, неуловимое счастье и свобода. Их-то я и стараюсь вложить в иллюстрации, самое важное, что я могу нарисовать».
Художница Анна Авакянц (1998 г. р.) работает в традиционных, смешанных и цифровых техниках графики в сфере книжной и коммерческой иллюстрации. Анна — участница международного независимого фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы «МОРС», нескольких выставок МСХ и РГДБ, также работала в проекте «Экобукварь» Музея Транспорта Москвы. Анна — лауреат Всероссийского конкурса студенческих работ «Сытинское дело» (2021-2022) и дипломант конкурса «Образ книги» в номинации «Новые имена» (2022).
На нашей выставке представлена книга с иллюстрациями Анны Авакянц «Что упало, то пропало, а не пойман — и не вор». О проекте художница рассказывает так: «Проект создан «в четыре руки»: автор — бабушка, художник — внучка. Книга имеет уникальную структуру в виде семи глав, каждая из которых повествует об одном и том же сюжете, но рассказанном глазами разных ее героев. А именно глазами семи детей одной большой армянской семьи (разных возрастов и коммуникативных навыков), а также глазами взрослых, и конечно же, одной очень умной вороны по имени Карла. История очень проста: у одной из девочек пропадает ценный инструмент — скрипка — а остальные герои в каждой главе рассуждают о том, что же могло произойти и головоломка складывается, конечно же благодаря очень умной вороне. Эта история о детстве, лете, дружбе, доброте, море, солнце и ветре, основанная на личном опыте и теплых воспоминаниях».