fbpx
.

Надежда Бугославская – один из самых известных российских художников книги. Она иллюстрировала произведения Самуила Маршака, Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Бориса Заходера, Кира Булычева, Джоэля Харриса, Астрид Линдгрен, и многих других замечательных авторов, всех на перечислить, ведь в библиографии художника – более 80 книг.

В своем отношении к работе Надежда – принципиальный противник готовых решений. Зачем повторять сделанное? Это всё равно, как кататься на велосипеде по одной и той же дорожке всю жизнь. Смысл работы художника – придумать что-то новое, найти для каждого текста своё изобразительное решение, новый, неожиданный пластический приём.

«Я не могу относиться к своей работе как к производству, а к своим картинкам – как к продукту. Каждая новая работа для меня – приключение, а не подёнщина. Конечно, можно было бы выбрать одну манеру и исполнять в ней все свои иллюстрации. Но для меня это была бы такая тоска, что лучше уж сменить профессию».

 

Надежда БугославскаяНадежда Бугославская

 

Надежда Бугославская родилась в Москве в семье художников. И мама, и папа занимались детской игрушкой: мама делала куклы, а папа – машинки. Процесс появления новых игрушек проходил на глазах маленькой Нади и вот её детские воспоминания: «Куклы меня очень пугали. Их лепили из черного пластилина, отдельно голова, отдельно туловище, руки и ноги. Потом все части будущей куклы отливались из гипса и сохли, как в фильме ужасов, разложенные по всей квартире. Я не любила играть в куклы, предпочитая им плюшевых медведей , ну и, конечно, машинки».

Карандаш Надя взяла в руки, как только его увидела и, будучи маленькой девочкой, рисовала беспрерывно. Когда кончалась бумага, начинала рисовать на обоях, когда заканчивалось место на обоях – отрывала их и принималась рисовать на стенах. К счастью, родители-художники воспринимали это как должное.

Несколько раз Надю, как одарённого ребенка, приглашали принять участие в знаменитой телепередаче «Выставка Буратино». Программу вёл известный художник-постановщик анимационного кино Вадим Курчевский, он весело и интересно рассказывал детям об искусстве. Свою детскую телевизионную славу Надежда вспоминает без умиления – от съёмок в памяти остался яркий и жаркий свет софитов, направленных прямо в лицо, бесконечное количество дублей и недовольное лицо режиссёра, которая настойчиво пыталась добиться от Нади жизнерадостной улыбки, не зная, что ей попалось молодое дарование «с характером».

Родители отдали Надю учиться в Краснопресненскую художественную школу, которая считалась в то время одной из лучших в Москве. Наде там решительно не понравилось, и она наотрез отказалась туда ходить. Дело в том, что в отличии от большинства детей, Надя с самого детства имела склонность к реалистическому, а не к декоративно-орнаментальному рисованию, которому учили в школе. Тут, может быть, впервые проявилось замечательное свойство характера Надежды – не смиряться с обстоятельствами, а менять их.

В двенадцать лет Надя поступила в Московскую среднюю художественную школу, знаменитую МСХШ и училась там с огромным удовольствием. Ей нравилось рисовать античные гипсы и натюрморты, изучать теорию композиции.

Ещё в начале учебы МСХШ Надежда решила, что в будущем хочет иллюстрировать книжки, поэтому закончив школу, она поступила на графический факультет МГХИ имени В. И. Сурикова, в «Мастерскую иллюстрации и оформления книг», которой руководил замечательный художник и педагог Борис Александрович Дехтерёв. По сей день с большой теплотой и благодарностью она вспоминает время учёбы в институте и считает, что ей очень повезло учиться у такого выдающегося мастера.

«Особенно мне запомнился визит в мастерскую Бориса Александровича на Беговой улице. Он пригласил четырёх особо прилежных студентов к себе в гости и, беседуя об искусстве, очень деликатно и ненавязчиво преподал нам урок поведения в светском обществе».

В 1991 году Надежда закончила институт. Её дипломной работой стала серия иллюстраций к сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Книжкой заинтересовалось издательство «Радуга», но, увы, издать её не удалось.

Жизненные обстоятельства сложились так, что Надежда вынуждена была заняться преподаванием. Она стала работать в МСХШ, своей любимой школе, которую закончила шестью годами ранее. Надо сказать, что в то время – в 90-е годы – и преподавать, и учиться там было очень интересно. В школе сложилась дружная команда замечательных преподавателей-художников, которые с большим энтузиазмом разрабатывали новые программы, а ученики с не меньшим энтузиазмом отзывались на идеи своих учителей.

В эти годы Надежда Бугославская начала потихоньку работать в книге. Только что возникшее издательство «Аванта+» предложило ей принять участие в оформлении «Энциклопедии для детей». Редакция ныне знаменитого издательства располагалось тогда в съёмной квартире, а обсуждение рабочих вопросов происходило на кухне. Затем Надежда начала сотрудничать с издательством «Армада» и это уже можно было назвать настоящей работой.

«Главным художником «Армады» был замечательный график, выдающийся ксилограф Фёдор Владимирович Домогацкий. Он научил меня, совсем неопытного тогда художника, очень многому в профессии».

Для «Армады» Н. Бугославская оформила серию «Великие сыщики». При всей строгости и критичности в отношении своих ранних работ, кое-что из этой серии автор признает удачным, например, иллюстрации к повестям Артура Конан-Дойля, Агаты Кристи и Жоржа Сименона.

В 2001 году Н. Бугославская увольняется из МСХШ и становится свободным художником. Тому был повод – издательство «Дрофа» предложило художнику сделать иллюстрации к небольшому сборнику стихов Бориса Заходера. Мысленно взвесив все обстоятельства, Надежда сказала себе, что не справится с этой работой в срок, если будет продолжать тратить время на преподавание.

«Я была так счастлива, уволившись из школы, что запрыгала на одной ножке, идя по улице с трудовой книжкой в сумке».

Этот решительный поворот открыл новый этап профессиональной жизни – Надежда полностью сосредоточилась на работе с книжной иллюстрацией, на той самой работе, о которой она мечтала с детства и ради которой стала художником.

Поначалу было непросто. Казалось бы, за плечами был уже немалый опыт, были сделаны десятки чёрно-белых картинок для учебников и хрестоматий, но детская книга имеет свою совершенно особую специфику, которую художник должен чувствовать и понимать. Несмотря на все старания, первые детские книжки, сделанные для издательства «ЭКСМО», были, по мнению художника, откровенно неудачными. Надежда предпочитает не вспоминать о них, говоря: «К счастью, мне хватило мозгов это увидеть и сообразить, что что-то нужно менять».

Важным этапом в поиске нового пути стала книжка «Стихи и песенки Матушки Гусыни», выпущенная в 2005 году издательством «ЭКСМО». Даже сейчас, спустя 15 лет, Надежде сложно объяснить себе, как так вышло, что ей удалось сделать совсем новую для себя цветную детскую книжку. Скорее всего, считает она – дело в тексте. Ироничные и парадоксальные «Песенки…» оказались очень близки художнику, они давали возможность раскрепоститься и от души пофантазировать. Именно эта работа помогла Надежде понять многое об «условности» книжного пространства и начать смело работать с макетом.

«Это как в кулинарии: вот, например, сырники. Делаешь их по всем правилам, а они растекаются. А потом раз – и перестали. Так же и в рисовании – всё на кончиках пальцев».

Книжка получилась заметной и знаковой, она хорошо «прозвучала» и издатели обратили на художника пристальное внимание.

 

Нажмите для увеличения

 

После «Песенок Матушки Гусыни» «Эксмо» предложило Надежде сразу два проекта: сборники стихов Сергея Михалкова и Бориса Заходера. Назидательные тексты Михалкова не слишком вдохновляли художника, но, как говорится, самое важное – договориться с собой! Надежда придумала ход – работать акварелью поверх тонкого слоя масляной пастели. В этом была некоторая непредсказуемость, и рисовать стало интересно!

«Зато Борис Заходер был просто как бальзам на душу! Делать психологические портреты антропоморфных зверей – сложная, но очень интересная задача!»

Портреты Заходеровских зверей – несомненная удача художника. Они, конечно, звери, но очень человечные, они умеют удивляться, пугаться и улыбаться. А сердитый индюк смотрит на нас с таким раздражением и укором, что не всякий сможет долго выдержать этот взгляд.

 

ПроДетЛит

 

В 2009 году Надежда сделала большой сборник рассказов Михаила Зощенко. По замыслу художника, иллюстрации должны были отсылать зрителя к живописной стилистике 30-х годов. Для достижения поставленной цели Надежда решила сменить технику, она впервые использовала акриловые краски и это ей так понравилось, что она проработала в этой технике следующие десять лет.

Сразу же после М. Зощенко поступил новый чудесный заказ: издательство «АСТ» предложило художнику сделать иллюстрации к серии книг Астрид Линдгрен про Пеппи Длинныйчулок.

«Когда мне позвонили и предложили сделать «Пеппи», я почувствовала себя охотничьей собакой, которая взяла след. Я ещё не знала, как я буду это делать, но я точно знала, что это моя добыча».

 

Нажмите для увеличения

 

Работа над Пеппи заняла три года, в результате вышли три книжки: «Пеппи Длинныйчулок поселяется на вилле «Курица», «Пеппи собирается в путь» и «Пеппи в стране Веселии». Об этой работе хочется рассказать подробнее. Здесь Надежда Бугославская впервые применила технику коллажа. С его помощью было легче передать динамику, порыв, движение, непредсказуемость и прочие необыкновенные качества, так свойственные Пеппи.

Так и хочется сказать, что большой успех этой работы отчасти связан ещё и с тем, что между художником и главной героиней есть довольно много общего – лихость, решительность, принципиальность и свободолюбие.

Обращение к технике коллажа позволило Надежде сделать ещё один важный шаг в сторону свободы и раскрепощения. Примером тому служат две работы, которыми Надежда гордится. Первая – это «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, изданные в 2015 году в издательстве «Лабиринт». Работать над этой книжкой было легко и приятно – это был тот редкий случай, когда издатели спросили художника: «А что бы вы хотели нарисовать?» И художник ответил: «Сказки дядюшки Римуса». Заказчики полностью ей доверились, не терзали и не беспокоили вопросами о ходе работы. И это было очень важно!

«Когда художнику даётся свобода, он работает гораздо лучше, чем под давлением и постоянным контролем!»

Ещё одним удачным опытом работы в технике коллажа Надежда называет сборник стихов Марины Бородицкой «Тайный Гонец». Эта книга издательства «Эгмонт» вышла в свет в 2018 году в рамках проекта «Пёстрый квадрат». Вдохновителем и куратором серии был замечательный писатель Артур Гиваргизов.

 

Марина Бородицкая «Тайный Гонец», 2018

Нажмите для увеличения

 

Обе эти книжки представляли Россию на Биеннале Иллюстрации в Братиславе в 2017 и 2019 годах, а сама Надежда Бугославская принимала участие в симпозиумах BIB-2017 и BIB-2019 в качестве спикера.

 

Нажмите для увеличения

 

В 2019 Надежда Бугославская сделала иллюстрации к книге «Оскар и Розовая Дама». Тот, кто слышал об этой пронзительной книге французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта, знает, что главный герой – маленький мальчик – в конце умирает. Непостижимым образом автору удалось найти форму и слова, чтобы описать последние двенадцать дней жизни ребенка так, чтобы читатель, закрыв книгу, ощутил, как надо ценить и радоваться рассвету и закату солнца, друзьям, родителям. Эту книгу можно отнести к разряду «книги, после которых хочется жить».

Иллюстрировать эту грустную и светлую историю было трудно, но Надежда Бугославская нашла очень тонкую и верную интонацию, в её рисунках есть сочувствие, мудрый юмор и лаконизм.

«Я перестала плакать, перечитывая текст, только в конце работы над книгой. Возможно, по этой причине иллюстрации получились чересчур эмоциональными, но теперь уж ничего не поделаешь».

За оформление книги «Оскар и Розовая Дама» Надежда Бугославская была награждена Специальным дипломом XVII Международного конкурса государств-участников СНГ «Искусство книги».

В 2020 году Китайское издательство «Petrel Publishing House» предложило Надежде проиллюстрировать поэтическую философскую притчу современного писателя Мэй Цзыхана «Трубадур». И тут художник хранит верность своему главному правилу – в каждой новой работе искать своё изобразительное решение. Прозрачные акварельные пейзажи выстраиваются в один визуальный ряд, на фоне которого происходит неторопливое развитие сюжета. События происходят, но они не заглушают звуки природы, шелест листьев, шум ветра, плеск волны.

Надежда любит путешествовать. Это и понятно – для художника чрезвычайно важно видеть новые города, горы, моря, людей. Полезно бывать в знаменитых мировых музеях, посещать выставки…

«…но иногда классно бывает оказаться на берегу Дуная туманным утром, когда почти ничего и не видно. А спустя несколько дней приехать на велосипеде вечером на Яузу, где тоже густой туман, и скоро стемнеет, и посмотреть, какое сегодня освещение. А в следующий раз оно другое. Хорошо подумать об этом, не делая никаких выводов. Просто запомнить состояние – это самое важное для художника!» 

 

loading...

01

  Галерея 01

Бумага, акварель, цветной карандаш, 2008

"Ньюфаундленд"
"Если бы"
"Что снится моржу"
"Что снится моржу"
"Очень вежливый индюк"
"Про сома"
"География всмятку"
"Как тюлень стал тюленем"
"Волчок"
"Лягушки поют"
"Лиса и Крот"
"Слонопотам"
"Волчок"

02

  Галерея 02

Бумага, коллаж, 2010-2012

«Мне бы хотелось сказать, что Пеппи – это я, но это не так, к сожалению. Да, в чём-то мы похожи, но мне не хватает её доброты и смелости. Но Пеппи простила бы мне это, ведь она принимает людей такими, какие они есть».

"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"
"Пеппи Длинный чулок"

03

  Галерея 03

Бумага, коллаж, 2015

«Мне кажется, это самая любимая книжка у всех детей. Её можно рисовать совершенно по-разному, поэтому к ней сделано так много прекрасных иллюстраций самых разных художников».

"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"
"Сказки дядюшки Римуса"

04

  Галерея 04

Бумага, смешанная техника, 2018

«Прочтите эту книжку. Она грустная, конечно. Но в ней сказаны очень важные вещи, о которых мы часто забываем почему-то. А зря»

"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"
"Оскар и розовая дама"

05

  Галерея 05

Бумага, акварель, 2020

«Почти все любят путешествовать. И хорошо, если есть возможность поехать в Китай, например. А если нет? Тогда можно совершить воображаемое путешествие, нарисовав горы, реки, деревья и водопады. И это будет не менее увлекательно, поверьте!»

"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"
"Трубадур"