3 ноября 2024 года исполнилось бы 84 года Валерию Андреевичу Дмитрюку – прекрасному художнику, иллюстратору, карикатуристу и книжному дизайнеру. Его иллюстрации узнаешь сразу – яркие, динамичные, полные блестящего остроумия и творческой свободы!
Варелий Дмитрюк родился в Нижнем Новгороде, носившем в те годы название Горький. Мама была домашней хозяйкой, а папа – лётчиком. Валерию посчастливилось ещё в детстве ощутить радость полёта, не раз он вместе с отцом подымался в воздух на легендарном самолете У-2. Все члены семьи с особым трепетом относились к небу – два брата Валерия ходили в авиашколу, старший выбрал себе профессию пилота. Стал бы пилотом и сам Валерий, если бы при прохождении медкомиссии его не подвел вестибулярный аппарат…
Он не стал летчиком, но ощущение свободного полёта, смелости, лихих виражей – всё это в полной мере проявилось в его ярком художественном даровании.
Валерий ещё учился в школе, когда его первые рисунки стали публиковаться в городских газетах. Это были сатирические картинки, шаржи и карикатуры, которые, без преувеличения, прославили начинающего художника – нижегородские и областные газеты наперебой заказывали ему сюжеты «на злобу дня». Потом была работа художником-оформителем в заводской многотиражке, а в 1961 году он стал студентом Московского Полиграфического института, где его учителями были выдающийся художник Май Петрович Митурич и главный теоретик отечественного книжного дизайна Воля Николаевич Ляхов.
После института Валерий Дмитрюк работал в знаменитом журнале «Крокодил». Для молодого художника это была хорошая профессиональная школа, в те годы в главном сатирическом журнале страны трудились прекрасные художники-иллюстраторы – Михаил Михайлович Черемных, Иван Максимович Семенов, Виктор Александрович Чижиков. Рисуя карикатуры для «Крокодила», молодой художник «отточил» своё сатирическое перо и овладел искусством выразительного гротескного рисования. Возможно, именно карикатура, где каждый сюжет – законченный рассказ, а не просто картинка, стала для него «мостиком» в детскую книгу.
Первые книги с иллюстрациями Валерия Дмитрюка, это были сборники детских стихотворений Бориса Корнилова, Игоря Мазнина и Ирины Пивоваровой, появились в печати в родном городе Горьком, в Волго-Вятском книжном издательстве. Там же в 1982 году вышел в свет лихой, весёлый «Айболит» Корнея Чуковского, а в 1983 – полный гротеска и остроумия «Капитан Врунгель» Андрея Некрасова.
Корней Чуковский «Айболит»,1982 год
Нажмите для увеличения
Многие годы Валерий Дмитрюк сотрудничал с издательством «Детская литература». По заказу «Детгиза», как по старинке называли это самое большое и солидное детское издательство, художник проиллюстрировал много прекрасных книг: «Шторм!!!» Асара Эппеля, «Петька-микроб» Григория Остера, «Тетрадь по арифметике кота Котангенса» итальянского поэта Джованни Рабони, «Мой лев», «Бочонок собачонок» Бориса Заходера и многие, многие другие. С улыбкой вспоминая те времена, Валерий Андреевич говорит о работе в «Детгизе»: «Я изо всех сил старался делать не то, что требуется». Надо признать, это очень хорошо у него получилось! Сейчас смотришь на эти книги, удивляешься и радуешься – какая в них композиционная свобода, какая изобретательность, какое владение искусством шрифта и главное, сколько энергии в этих картинках! Кстати, две из вышеперечисленных книг представлены в нашей экспозиции.
Про историю одной книги Валерия Дмитрюка, мы расскажем особо, так как она имеет прямое отношение к сегодняшнему дню.
Итак, В 1980 году в издательстве «Детская литература» вышла книжка-«стихотворема» ленинградского поэта Олега Григорьева «Витамин роста». Она имела невероятный успех – весь тираж в 150 000 экземпляров был раскуплен почти мгновенно. Книгу с интересом читали не только дети, но и взрослые, открывая в иронических стихотворных парадоксах, скрытые в них глубокие философские мысли. Иллюстрации Валерия Дмитрюка – озорные, острые по манере рисования, были как нельзя более близкими по духу поэзии Олега Григорьева.
Олег Григорьев «Витамин роста», 1980 год
Нажмите для увеличения
Однако, эту детскую книжку в мягкой обложке ждала драматическая судьба – она подверглась резкой критике со стороны официальных литературных кругов. Были гневные речи, разгромные статьи – мнительные консерваторы усмотрели в стихах «элементы абсурда и черного юмора», неприемлемые, с их точки зрения, в литературе для детей. Особое раздражение вызвало стихотворение «Птица в клетке», размером в четыре строки –
«– Ну, как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке.
– На ветке – как и в клетке,
Только прутья редки.»
В результате скандала, на публикацию всех произведений Олега Григорьева был наложен запрет, литературный редактор был уволен, а художник на два года остался без книжной работы. Но читателям хватило короткого знакомства, чтобы полюбить эту книгу, многие вспоминают её до сих пор… Мы рады сообщить вам, что совсем скоро «Витамин роста» снова увидит свет в издательском доме Анастасии Орловой.
При всей любви к смелой художественной импровизации и остроумной графической игре, на систему отношений «писатель – художник», Валерий Дмитрюк смотрит строго : «Как бы ты не был хорош, по отношению к тексту книги ты вторичен. Мы должны иллюстрировать текст так, чтобы помочь ребенку понять его правильно, помочь автору донести требуемый смысл и еще привнести то, что у автора звучит между строк. Чем удачнее ты будешь аккомпанировать автору, тем интересней будет читать книгу».
Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей», 1991 год
Нажмите для увеличения
Валерий Дмитрюк мастерски «аккомпанировал» многим замечательным писателям, но особенно «звучными» получались работы с такими текстами, где было место игре, веселью, дерзости, иронии и полету фантазии. Среди самых любимых – Борис Заходер, Николай Носов, Джанни Родари, Дональд Биссет, Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Григорий Кружков.
Герои Дмитрюка настолько пластичны и динамичны, что порой им как будто тесно на книжных страницах. Они ожили в анимационных фильмах киностудии «Экран» Центрального ТВ, где в 80-годы Валерий Андреевич работал художником-постановщиком в блистательной компании с режиссером Юлианом Калишером, поэтом Александром Тимофеевским, композиторами Алексеем Рыбниковым и Александром Журбиным.
Отдельная страница творческой биографии художника – работа на легендарной студии «Диафильм». Студия открылась в 1930 году, и в последующие десятилетия на ней были выработаны вполне устоявшиеся технологические и художественные параметры, например такой – каждый отдельный кадр строился по стандартной схеме: сверху картинка, снизу текст – белые буквы на черном фоне. Это считалось общим правилом, но Валерий Дмитрюк, как опытный «нарушитель» общих правил решил не следовать заведенному порядку. Будучи мастером рукописного шрифта, он стал включать текст прямо в композицию кадра.
Борис Заходер «Про пана Трулялинского» диафильм, 1988
Нажмите для увеличения
На этом его творческая мысль не остановилась, и в другой работе художник захотел усилить эффект беспрерывности изображения. Рисуя картинки к знаменитому стихотворению Александра Введенского «Кто?», он придумал остроумный режиссерский ход – на протяжении всего повествования один кадр как бы перетекает в другой, продолжая его сюжет и создавая эффект единой движущейся истории. Что из этого вышло и как, спустя много лет, диафильм, наконец, приобрел форму книги, вы узнаете, когда посмотрите нашу виртуальную выставку.
Много лет Валерий Дмитрюк посвятил работе в журналах. Почти двадцать лет он был главным художником журнала «Детская литература». А ещё были «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок», «Кукумбер», «Огонёк» – работа в периодических изданиях давала желанную творческую свободу и возможность экспериментировать. Например, в конце 70-х годов отдельные тематические номера «Весёлых картинок» Валерий Андреевич создавал так, как режиссёр-постановщик придумывает фильмы – писал и рисовал подробную раскадровку, продумывал ритм, масштаб и форму сквозного действия. Ну и конечно, рисовал свои весёлые, смелые картинки, которые, по прошествии лет не только не теряют своего очарования, а кажется, наоборот его усиливают.
Иллюстрации из журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»
Нажмите для увеличения
Дмитрюк проиллюстрировал книгу стихов поэта Тима Собакина «Шоколадный Крокодил», вышедшую в издательстве «Октопус» в 2017 году. А в 2018 издательство «Нигма» выпустило сборник стихотворений, написанных Григорием Кружковым по мотивам произведений английского поэта Эмиля Виктора Рью – она называется «Сэр Бом Вдребезги». Надо ли говорить, что оба автора дали художнику повод повеселиться, поиграть и в который раз продемонстрировать высоту полета фантазии. И, наконец, книга-театр для малышей «Колобок» – её трудно описать, лучше увидеть.
О других своих художественных увлечениях последних лет Валерий Андреевич говорил:
Мне стало нравиться рисовать пейзажи с натуры. Абсолютно бескорыстно, для себя. Очень люблю писать людей. Таких пляжных, гротесковых. В душе я так и остался карикатуристом.
Вышло так, что эта выставка, изначально приуроченная к 80-летнему юбилею художника, который отмечали в 2020м году, стала вдруг выставкой, посвященной его светлой памяти. 16 декабря 2020 года Валерия Андреевича не стало. И его рисунки теперь воспринимаются иначе, с грустью и пониманием того, что мы уже не увидим новых книг с такими характерными, фирменными «дмитрюковскими» линиями, мазками, цветовой гаммой.
Это был «узнаваемый» художник, с яркой индивидуальностью. Он вошел в творчество как карикатурист и остался в нем, как человек с веселой, игровой формой графического осмысления текстового материала. Дмитрюк никогда не брался за оформление «взрослых занудных» книг, характер его просил детскости, игры, радости. Всем этим он щедро делился со страниц проиллюстрированных изданий.
Не стало еще одного большого художника. Но книги с жизнеутверждающими рисунками Валерия Дмитрюка будут выходить и заряжать всех нас позитивом. Спасибо ему за это.
Мы выражаем самую искреннюю благодарность, нашим друзьям, тем, кто помогал нам в создании виртуальной экспозиции: издательскому дому Анастасии Орловой, издательству «Нигма» и лично Вадиму Гинзбургу.
В 1980 году по заказу студии «Диафильм» Валерий Дмитрюк нарисовал картинки к одному из самых известных детских стихотворений поэта Александра Ивановича Введенского (1904 - 1941), которое называется «Кто?».
Сюжет стихотворения построен как самый настоящий детектив – в нём есть загадка, расследование, свидетельские показания, улики, ложные версии и в финале – разгадка. Лихо закрученный литературный сюжет подсказал художнику смелый и остроумный режиссерский ход – на протяжении всего повествования один кадр как бы перетекает в другой, создавая эффект единой движущейся истории.
Эта остроумная композиционная идея хорошо прочитывалась в формате диафильма, который построен как лента, но при переносе его в обычный книжный формат эффект непрерывности повествования пропадал. Пропадал, пропадал, да не пропал! Как хорошо, что кроме обычного книжного формата, есть ещё и необычные, надо только поискать! Идеальную форму, а именно, книжку-гармошку искали и нашли дизайнеры «Издательского дома Анастасии Орловой».
Нажмите для увеличения
Книга вышла из типографии неделю назад!
В 1982 году в издательстве «Детская литература» вышел в свет сборник стихотворений выдающегося поэта и писателя Бориса Заходера «Мой лев».
Рисунки Валерия Дмитрюка с их весёлым абсурдом, полётом фантазии и буйством цвета прекрасно гармонируют со стихами. Поэт и художник говорят с ребёнком на одном языке, говорят остроумно, задорно и, одновременно, серьезно.
Нажмите для увеличения
В 2011 году книга «Мой лев» вновь была выпущена издательством «Рипол-классик» и вы наверняка найдёте её в библиотеке.
Стихи Бориса Заходера – лучшее лекарство от хандры. Если вам грустно, откройте «Бочонок собачонок»! Чего там только нет! Слон, медведь, козёл и, конечно, собаки, собачки, собачищи. Все они лишь отчасти звери, а отчасти люди – у них есть характеры и жизненная философия. Такими их придумал Борис Заходер и нарисовал Валерий Дмитрюк. Взгляни, дорогой читатель, в глаза коту из стихотворения «Странное происшествие» и настроение твое улучшится.
картинка
Нажмите для увеличения
Сборник стихотворений Бориса Заходера «Бочонок собачонок» с иллюстрациями Валерия Дмитрюка вышел в свет в издательстве «Детская литература» в 1987 году.
Есть такие стихи, которые запоминаются сами собой. «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса принадлежит к их числу.
Есть такие художники, которые не берутся за карандаш, пока не придумают режиссерскую концепцию книги. Валерий Дмитрюк – из их числа! С присущим ему умом и остроумием, он нашёл ответ на вопрос, как изобразить причудливый ритмический строй стихотворения, как передать художественными средствами этот весёлый хармсовский абсурд.
Нажмите для увеличения
Книга была издана в 1992 «Объединенным комитетом художников-графиков».
Сборник стихотворений «Сэр Бом Вдребезги» с иллюстрациями Валерия Дмитрюка вышел в издательстве «Нигма» в 2018 году и украсил собой замечательную серию «Весёлый Альбион».
Стихи поэта Эмиля Виктора Рью в вольном переводе Григория Кружкова – блестящий пример настоящего английского юмора, приправленного изрядной мерой абсурда. Весёлую интеллектуальную игру, предложенную поэтом и переводчиком, мастерски подхватывает художник. Джентльмены и пираты в ироничном исполнении Валерия Дмитрюка – это милые чудаки, живущие по своим собственным законам, впрочем, так же живут и их бесшабашные соседи по книжке – чисто английские пингвины, черепаха, крокодил и кобра.