.

Анатолий Зиновьевич Иткин – замечательный художник-график, выдающийся мастер отечественной книжной иллюстрации. Из его книг, а их более двухсот, можно составить библиотеку, состоящую из шедевров русской и мировой литературы. Ни одна из этих работ не повторяет другую – для каждой художник нашёл своё неповторимое решение, максимально точное графическое воплощение замысла автора. Книги, которые в разные годы иллюстрировал мастер, любили и любят читатели разных поколений.

 

Анатолий ИткинАнатолий Иткин

 

Анатолий Зиновьевич Иткин родился 28 января 1931 года, в подмосковном Перове, в семье служащих. Отец – фининспектор, мать – бухгалтер универмага. Подлинной страстью Толи Иткина с ранних лет было рисование. Стоило мальчику увидеть чистый лист, у него тут же возникало желание белизну этого листа нарушить. Рисовал Толя простым карандашом и делал успехи – родные относились к его увлечению весьма благосклонно и прочили ему карьеру художника.

«В такие дни я просил у деда лист бумаги и, положив на него левую руку, а на нее левую щеку, рисовал конные бои в горах. При этом я издавал горлом грохот взрывов, шуршание осколков и дробь лошадиного галопа» – написал художник в автобиографической книге «Детство в Останкино».

Безмятежная мальчишеская жизнь закончилась в июне 1941 года – началась война. Отец ушел добровольцем на фронт, а Толя с мамой и маленькой сестрой оказался в эвакуации сначала в Юрьевце, а потом в Казани. В 1943 году семья вернулась в Москву.

В том же году двенадцатилетний Толя сдал экзамены и был принят в первый класс Московской средней художественной школы. С этого момента можно отсчитывать профессиональную биографию мастера, ведь эта школа, знаменитая МСХШ, была и остаётся первой ступенью к самому серьезному академическому художественному образованию. Школа подарила встречу с друзьями, будущими замечательными художниками-иллюстраторами Евгением Мониным и Вениамином Лосиным, дружба с которыми прошла через всю жизнь.

В 1950-м, Анатолий Иткин поступил в Латвийскую академию художеств, где проучился год, затем перевёлся на графический факультет Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Студенческая жизнь была полна увлечённой работой, творческими поисками и открытиями. Когда перед студентами третьего курса встал выбор, в какой из трех мастерских учиться дальше, Анатолий Иткин выбрал книжную иллюстрацию. Его наставником стал знаменитый график, главный художник издательства «Детгиз», профессор Борис Александрович Дехтерёв. Опытный педагог умело расширял кругозор своих студентов, вёл с ними беседы об искусстве, прививал ответственное отношение к искусству иллюстрации.

Профессиональная работа с издательствами началась рано, ещё в студенческие времена. Уже тогда, в самых первых профессиональных работах, определилась и одна из главных особенностей таланта Анатолия Иткина — умение «перевоплощаться» вместе с книжными героями, переноситься в разные времена и страны, менять стиль рисования в зависимости от жанра повествования.  

 

Нажмите для увеличения

 

Анатолий Иткин – великий знаток материальной культуры: архитектура, пейзаж, одежда, вооружение, мелкие подробности быта – всё это в его иллюстрациях изображено с энциклопедической точностью, соответствует эпохе и месту действия.

Талант, глубокие знания, чуткое и трепетное отношение к литературному произведению – всё это помогло художнику за годы работы проиллюстрировать почти всю русскую классику – Н. Карамзина, Д. Фонвизина, П. Вяземского, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Гончарова, И. Тургенева, В. Короленко, А. Чехова, А. Толстого, М. Булгакова.

 

Нажмите для увеличения

 

Основной принцип своей работы над книгой Анатолий Иткин формулирует так:

«Я полагаю, что прежде всего художник должен быть профессионально состоятельным и культурным человеком. Он должен основательно знать исторический материал о том времени, с которым он собирается иметь дело. Во-вторых, необходимо уважать автора-классика. Он, без сомнения, – хозяин книги. Роль художника вторична. Его вклад в произведение должен идти в унисон с текстом».

К некоторым литературным произведениям художник возвращался не раз, делая новые варианты для новых изданий («Асканио» Александра Дюма, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса). Иногда любимая тема вызревала годами и десятилетиями ждала издания. Так было с иллюстрациями к «Герою нашего времени». Работу над книгой художник начал с поездки на место действия романа, рисовал с натуры в Пятигорске и его окрестностях, проехал по Военно-Грузинской дороге. А представленный на нашей выставке цикл иллюстраций к рассказам Чехова, сделанный художником в 2001 году, был продолжен и дополнен в 2014-м, а завершён в прошлом году.

Любимая техника Иткина – акварель и рисунок пером. Но как по-разному звучит акварель в его работах! В «Приключениях Оливера Твиста» Ч. Диккенса острая лаконичная графика, подсвеченная синеватым или жёлтым, передаёт сумрак старого Лондона, подчёркивает жутковатые и комические положения героев.

 

Нажмите для увеличения

 

В иллюстрациях к романам Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан» – все оттенки синевы и белизны дышат морем; на далёком горизонте синеют горы и просветы неба среди облаков. Мягкие, слегка размытые контуры, приглушённые тона, неяркий мерцающий свет старинных интерьеров преобладают в картинках к повести Алексея Толстого «Детство Никиты».

«В мозгу иллюстратора почти непроизвольно откладываются жизненные впечатления в совершенно конкретном виде и хранятся там всю жизнь. Когда у него появляется потребность изобразить какую-то сцену, он профессионально включает воображение, и оно само извлекает из памяти запасы впечатлений и конструирует из них жизнеподобные композиции»

Сам Иткин шутливо называет себя художником «для среднего и старшего школьного возраста». Действительно, он непревзойденный мастер остросюжетного повествования. Его иллюстрации к большой европейской приключенческой литературе – романам Вальтера Скотта, Александра Дюма, Жюля Верна, Фенимора Купера и Марка Твена давно полюбились юным читателям. Эти книги многократно переиздавались, они по праву считаются классикой жанра.

 

Нажмите для увеличения

 

Анатолий Зиновьевич говорит, что не считает себя мастером сказочной иллюстрации и предпочитает ей исторические романы. Тут можно поспорить с автором – его иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро и «Волшебным сказкам Англии» – это высокий образец осмысления жанра. В них мастерски сочетаются достоверное изображение средневековой Европы и персонажи сказочного фольклора: великаны, феи, драконы и русалки.

Через всю творческую жизнь художник пронёс любовь к Пушкину, к его эпохе, вошедшей в историю литературы под названием «Золотой век» русской поэзии. Началось всё с иллюстраций к книге Льва Рубинштейна «В садах Лицея» (1967). Потом возник удивительный цикл литографий, навеянный романом Ю. Н. Тынянова «Пушкин» и серия «Поэты пушкинского окружения».

 

Нажмите для увеличения

 

В конце 1960-х – 1970-е годы Иткин делает иллюстрации к «Дубровскому», «Капитанской дочке». Издаётся «Лирика» А. С. Пушкина и «Лирика» П. А. Вяземского в его оформлении. Новой ступенью мастерства стали изысканные, слегка тонированные рисунки к «Прозе» А. С. Пушкина (2008). А в 2009 году вышел в свет роман в стихах «Евгений Онегин» с изысканными цветными акварелями.

Надо рассказать о ещё одной очень важной грани таланта Анатолия Зиновьевича Иткина – о его литературном даровании. В 2010 году вышла в свет автобиографическая книга «Детство в Останкино». В ней художник рассказал о своём детстве в деревянном доме, где жили в тесноте, да не в обиде; о друзьях-мальчишках, обо всей довоенной жизни, скудной и тревожной, но всё равно счастливой. А в 2017 в издательстве «Нигма» был издан прекрасный двухсотстраничный альбом «Вдоль по памяти». Автору удалось показать, как ребёнок, для которого рисунок – это игра, шаг за шагом, постепенно превращается в художника. Он рассказывает о своём поколении, пришедшем в книжное искусство в годы «оттепели»; о друзьях, о старших коллегах, художниках, о художественных приёмах в книжной графике. Книга Анатолия Зиновьевича Иткина, как и всё его творчество, – это школа мастерства и человечности. Автор владеет словом не хуже, чем кистью.

Глубокое знание его истории, любовь к родному городу проявились в замечательной серии акварелей «Москва, которой нет», созданной Анатолием Иткиным в 2012 году. Город конца XIX – начала XX века, с его старинными особняками, церквами, пешеходами, извозчиками, булыжной мостовой, – глядит на нас с этих листов, как живой.

В 1998 году Анатолию Иткину было присвоено звание Заслуженного художника России.

Он – многократный лауреат российских и международных конкурсов. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Литературном музее А. Толстого в Самаре, Музее-заповеднике «Абрамцево», в частных собраниях в России и за рубежом.

 

Нажмите для увеличения

 

На сегодняшний день Анатолий Зиновьевич Иткин один из самых востребованных художников-иллюстраторов и на его рабочем столе лежат рукописи новых книг. В свои 90 лет он работает в полную силу, полон энергии и творческих планов. Месяц назад он завершил работу над серией иллюстраций к роману Теофиля Готье «Капитан Фракасс». Книга сдана в печать и выйдет в свет в самое ближайшее время в издательстве «Лабиринт».

 

Нажмите для увеличения

 

Российская государственная детская библиотека поздравляет дорогого Анатолия Зиновьевича с юбилеем! Мы все с нетерпением ждём его новых работ!

Выражаем самую искреннюю благодарность за помощь в организации выставки нашим друзьям – издательствам «Лабиринт», «Нигма» и АСТ.

  loading...

01

  Галерея 01

Сборник сказок народов Великобритании и Северной Ирландии «Джек и золотая табакерка» с иллюстрациями Анатолия Иткина впервые был издан в 1989 году огромным тиражом в 100 тысяч экземпляров. Книга стала заметным событием, она полюбилась юным и взрослым читателям, несмотря на некоторое несовершенство полиграфического исполнения.

Спустя почти тридцать лет, в 2018 году, издательство «Нигма» представило читателям безукоризненное по качеству переиздание знаменитой книги. Трехсотстраничный сборник включает в себя сорок четыре сказки, к которым художник нарисовал более двухсот иллюстраций, придумал авторские шрифты, виньетки, орнаменты и заставки. Иллюстрации печатались с оригиналов работ, хранящихся в архиве автора.

«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»
«Джек и золотая табакерка»

02

  Галерея 02

Иллюстрации к самому известному историческому роману Марка Твена были сделаны Анатолием Иткиным в 1990 году. Сам художник называет книгу о приключениях юного принца Эдуарда Тюдора и маленького оборвыша Тома Кенти одной из главных своих профессиональных удач. С мнением художника нельзя не согласиться — в его иллюстрациях виртуозное художественное мастерство сочетается с исторической достоверностью и эмоциональной чуткостью.

Книга «Принц и нищий» с классическими иллюстрациями Анатолия Иткина многократно переиздавалась и по сей день она пользуется неизменной любовью читателей.

Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»
Марк Твен  «Принц и нищий»
Марк Твен «Принц и нищий»

05

  Галерея 05

Иллюстрации Анатолия Иткина к знаменитому роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» обладают удивительным свойством, они словно погружают читателя внутрь повествования, мастерски создают «эффект присутствия». Мы не только наблюдаем за жизнью героя, волею случая оказавшегося на необитаемом острове, мы соучаствуем в ней. Виртуозное владение акварелью позволяет художнику передать драматизм событий и, одновременно, райскую красоту океанских пейзажей.

«Моему реализму не свойствен ни чрезмерный гротеск, ни эмоциональные излишества. Добродетелями для меня являются правдивость и достоверность» — говорит художник о своей работе.

Книга «Робинзон Крузо», прекрасно изданная издательством «Махаон», тепло встречена читателями.

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

Условия использования.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской государственной детской библиотеки (rgdb.ru) обязательна.
© 2005-2025 ФГБУК "Российская государственная детская библиотека". Все права защищены.