fbpx
.

 

Выставка «Вениамин Лосин – Евгений Монин. Как одноклассники стали классиками»Выставка «Вениамин Лосин – Евгений Монин. Как одноклассники стали классиками»

 

Два выдающихся художника, два признанных классика отечественной книжной иллюстрации Вениамин Лосин и Евгений Монин встретились и подружились в первом классе Московской средней художественной школы. Их связывала верная дружба, совместная книжная работа, общие вставки. Они были единомышленниками, их объединяла верность своим художественным принципам и поистине рыцарское отношение к любимому делу; их имена стоят в ряду самых значительных мастеров искусства книги второй половины ХХ века.

Сегодня мы расскажем вам об этих двух замечательных художниках.

 

 

Вениамин Лосин

Вениамин Лосин родился 23 апреля 1931 года в центре Москвы, на Арбате. Его самые ранние детские воспоминания были связаны с рисованием. «Первое, что помню о себе – сижу я на коленях у деда, а он рисует на клочке бумаги и приговаривает: «Вот это – озеро… А вот тут мы к нему хвостик приделаем – это речка в озеро впадает. А тут вот заливчик подрисуем, и вокруг него травка растёт», – рассказывал художник. Так что, можно сказать, художественный дар у Вениамина Николаевича – наследственный.

Маленький Веня рос очень самостоятельным ребёнком – семи лет от роду сам пошёл и записался в районную детскую библиотеку. А когда ему было двенадцать, случайно узнал, что в главной художественной школе страны – знаменитой МСХШ, начинаются вступительные экзамены. Он успешно прошёл испытания и был принят в первый класс. Сам забрал документы из старой школы, отнёс их в художественную, а родителям сказал: «Я теперь буду учиться в другой школе».

В МСХШ принимали после четвёртого класса; там ученикам давали настоящее академическое образование – они занимались рисунком и живописью, копировали античные гипсы, изучали историю искусств. Ещё на экзаменах Веня запомнил рыжего, кудрявого мальчика Женю Монина. Так, осенью военного 1943 года, началась дружба длиной в целую жизнь.

 

Вениамин Лосин4-ый класс "А" Московской средней художественной школы, 1947 год. Четвертым слева стоит Веня Лосин, первым слева сидит Женя Монин. Справа от него – Таня Ускова, в замужестве Лосина.

 

Закончив школу, в 1950 году Вениамин поступил в главный художественный ВУЗ страны – Суриковский институт. В мастерской книжной графики его наставником стал знаменитый иллюстратор, профессор Борис Александрович Дехтерёв, который являлся тогда главным художником крупнейшего в стране издательства «Детгиз». Строгий и взыскательный педагог, Дехтерёв говорил ученикам: «Работать в Детгизе, это как петь в Большом театре!» Однако, оценив талант студента Лосина, он предложил ему, третьекурснику, проиллюстрировать первую настоящую книжку. Среди студентов о Вене Лосине и его поразительном мастерстве ходили легенды.

«Про Лосина я впервые услышал на первом курсе. Говорили, что он уже давно выполняет в «Детгизе» не учебные, а взаправдашние работы, а дипломная работа Лосина была такая, что мы, первокурсники, рты разинули – «Три толстяка» Олеши!

Народный художник России Николай Устинов

 

Нажмите для увеличения

 

После окончания института Вениамин Лосин стал работать в лучших московских издательствах и детских журналах, особенно много в «Мурзилке». Именно там вновь встретились бывшие одноклассники, а теперь уже настоящие художники-иллюстраторы, Веня Лосин и Женя Монин.

В «Мурзилке» кипела творческая жизнь, молодые писатели и художники обсуждали и готовили новые номера журнала. В самом начале 60-х здесь сложился блистательный творческий и дружеский союз «четырёх мушкетёров» – Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владимир Перцов и Виктор Чижиков. Они были молоды, талантливы, блистательно остроумны; они любили свою работу, вместе делали книги, устраивали большие совместные выставки.

 

Нажмите для увеличения

 

Свой неповторимый творческий почерк Вениамин Лосин приобрёл ещё в студенческие годы, его рука легко узнаётся уже в самых ранних его работах. Талант, виртуозное мастерство рисовальщика, композиционное мышление, энциклопедические познания, наблюдательность – всё это сделало его художником поистине универсальным. Ему были подвластны все жанры – эпический, трагический, комический и бытовой.

Вениамин Николаевич блестяще рисовал природу и животных. В иллюстрациях к книгам Бориса Заходера и Дмитрия Мамина-Сибиряка он выступает как непревзойденный художник-анималист.

«Широта его знаний об этом мире была поистине безгранична. Когда мы, художники, в советские времена отправлялись вместе с ним в Дом творчества, то никогда не брали с собой справочников, энциклопедий и другого подсобного материала. А зачем? С нами же Лосин — он поможет, он всё знает».

Художник Виктор Чижиков

С искренней любовью художник иллюстрировал книги писателей-современников: Валентина Катаева, Геннадия Снегирёва, Софьи Прокофьевой, Юрия Коваля.

 

Нажмите для увеличения

 

Особое место в творческом наследии художника занимают ставшие классическими иллюстрации к «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского. Эту замечательную работу мастера вы можете увидеть в первой галерее нашей виртуальной выставки.

Но главной страстью Вениамина Николаевича Лосина была отечественная история – древняя и недавняя, сказочная и достоверная. Иллюстрируя произведения о гражданской войне, художник придаёт им поистине эпический характер. Его композиции полны динамики; художник даёт зрителю почувствовать драматизм и стремительность событий.

 

Нажмите для увеличения

 

Русские сказки в изображении Вениамина Лосина полны весёлого реализма и умелого, сдержанного гротеска, а сцены из древнерусской жизни – монументальны и эпичны; они полны мощных человеческих страстей и трогательных бытовых подробностей; они настолько достоверны, что кажется, что былинную, богатырскую Древнюю Русь художник рисовал с натуры.

Лосин блестяще иллюстрировал русскую литературную классику – «Слово о полку Игореве», «Песнь о вещем Олеге», «Сказку о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и многое, многое другое.

 

Нажмите для увеличения

 

Заслуженный художник России Вениамин Николаевич Лосин – признанный классик отечественной иллюстрации, один из самых значительных мастеров книги второй половины ХХ века. За свою долгую творческую жизнь мастер проиллюстрировал почти две сотни книг. Все они были изданы большими тиражами и переиздаются сейчас. Но есть работа, которую зритель никогда не видел – это иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

 

Нажмите для увеличения

 

Увы, художник не успел завершить свой замысел. Наша искренняя благодарность семье Вениамина Николаевича – сегодня эти великолепные графические листы публикуются впервые.

 

 

Евгений Монин

Евгений Монин родился 20 июля 1931 года в Харькове. Вскоре его отец, инженер, крупный специалист по угольным шахтам, был переведён на работу в Москву, и вся семья переехала в столицу. Любимым занятием маленького Жени было рисовать карандашом на стене экзотических животных – слонов и носорогов. В военном 1942 году в Перми, где семья оказалась в эвакуации, одиннадцатилетнему Жене встретился хороший человек – это был профессиональный художник, который, оценив талант мальчика, совершенно бескорыстно стал заниматься с ним академическим рисунком. В 1943 году, когда семья возвратилась в Москву, Женя, выдержав изрядный конкурс, поступил в Московскую среднюю художественную школу. Там он подружился с Вениамином Лосиным – как оказалось, на всю жизнь.

После окончания школы, вместе с друзьями-одноклассниками, Веней Лосиным и Толей Иткиным, он собирался поступать в Суриковский институт, но, вместо этого, не совсем по своей воле, стал студентом Архитектурного – дело в том, что его отец очень хотел, чтобы сын приобрёл серьёзную мужскую профессию. В 1956 году Евгений Монин получил диплом архитектора и был направлен прорабом в «Мосстрой», но совершил решительный «поворот» в сторону книжной иллюстрации и вскоре оказался в редакции журнала «Мурзилка», где за одним столом собирались классики детской литературы и талантливые молодые авторы, где уже работал друг Веня, новые друзья – художники Владимир Перцов, Николай Устинов, Юрий Молоканов, Виктор Чижиков, Лев Токмаков, Май Митурич и писатели Яков Аким, Юрий Коваль и другие.

 

Друзья-художникиДрузья-художники

 

Первые книги с иллюстрациями Монина начали выходить в конце пятидесятых. Не сразу, но довольно быстро художник нашел свою узнаваемую творческую манеру. Среди авторов его первых книг – прекрасные поэты Самуил Маршак, Давид Самойлов и Генрих Сапгир.

 

Нажмите для увеличения

 

Главной любовью Евгения Монина стала сказочная тема. Глубокое, многомерное, слегка абсурдное пространство народной или авторской сказки давало художнику простор для фантазии, остроумия и доброй иронии. Оно позволяло в каждой новой работе создавать свой удивительный сказочный мир. Добросовестно следуя тексту, художник очень любил сочинять параллельные сюжетные линии, включать в изображение уморительно смешные жанровые сценки и пейзажи.

 

Нажмите для увеличения

 

Архитектурное образование сыграло очень важную роль в творческой судьбе Евгения Монина. Оно дало ему глубокое понимание того, что такое конструкция – конструкция домов, мостов, кораблей, карет и исторических костюмов. Художник умел и любил рисовать дома. Средневековые замки и деревенские избушки, дворцы и хижины становятся полноправными участниками всех сказочных событий. Они, как живые персонажи, имеют свое лицо, свой характер, свои привычки.

 

Нажмите для увеличения

 

Действие немецких сказочных сюжетов художник разыгрывал на фоне архитектурных декораций, составленных из средневековых фахверковых домиков; в итальянских сказках зрителя приветствует архитектура Ренессанса и знаменитый купол собора Санта Мария дель Фьоре работы скульптора Брунеллески – равноправный участник повествования.

Сказочные королевства Евгения Монина населены великанами, драконами, королями и простаками, все они – немного чудаки, но добрая ирония художника заставляет читателя улыбнуться, вглядываясь в эти лица, даже если это страшные разбойники, наглые обманщики и непроходимые глупцы.

«Монин встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами. Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть, как огня, боялись нашего художника: нрава он был весёлого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его осмеют, немедленно теряет всю свою силу».

Художник Лев Токмаков

 

Нажмите для увеличения

 

Неповторимый «монинский» почерк мы узнаем во всех его работах, но каждая книга – это совершенно новый изобретённый и нарисованный художником удивительный мир. В сборнике сказок Британских островов «Джек – победитель великанов» Евгений Монин нарисовал для нас свою собственную, такую узнаваемую Англию. Забавных и чуть грустных персонажей художник изобразил в лучших традициях любимого англичанами жанра абсурда. Совсем другое пластическое решение в «Стойком оловянном солдатике» Андерсена – драматический сюжет сказки развивается на фоне благополучной городской жизни, занятые своими делами галантные горожане не замечают злоключений главного героя.

 

Нажмите для увеличения

 

А вот для иллюстраций к сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна художник выбрал добрую и ироническую интонацию.

«Картинки Евгения Монина хочется рассматривать многократно и всякий раз они улучшают настроение. В них заложено нечто предлагающее взглянуть на мир повеселее, хотя и не без печали».

Писатель Юрий Коваль

 

Нажмите для увеличения

 

Евгений Монин проиллюстрировал более двухсот книг. Среди его любимых авторов – братья Гримм, Вильгельм Гауф, Борис Шергин, Степан Писахов.

Он занимался живописью и станковой графикой. В 1980 году Евгений Григорьевич был удостоен звания Заслуженный художник РСФСР, а в 1989 году ему было присвоено звание Народный художник РСФСР. В 2000-м году он стал членом-корреспондентом Российской Академии Художеств.

Сегодня книги Евгения Монина переиздаются и, благодаря этому, третье поколение маленьких читателей может познакомиться с творчеством настоящего мастера.

Узнать больше о жизни творчестве замечательных художников-иллюстраторов Вениамина Лосина и Евгения Монина вы можете на сайте ПроДетЛит.

  loading...

01

  Галерея 01

Иллюстрации к прозе Виктора Драгунского занимают особое место в творческой судьбе Вениамина Лосина. Вениамин Николаевич и Виктор Юзефович не только были знакомы друг с другом, но были добрыми друзьями. Художник искренне разделял отношение писателя к ребёнку как к маленькому, но, прежде всего, ЧЕЛОВЕКУ. Поэтому живая и искренняя «лосинская» манера рисования так созвучна писательской интонации Драгунского.

Первый сборник «Денискиных рассказов» с чёрно-белыми перовыми рисунками Лосина вышел в 1966 году. В середине семидесятых художник нарисовал серию цветных иллюстраций, которую на протяжении многих лет дополнял новыми картинками.

«Денискины рассказы» с иллюстрациями Лосина многократно переиздавались, последнее большой том вышел в 2019 году и наш читатель без труда может найти эту замечательную книгу.

Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»

02

  Галерея 02

Итальянские сказки стали важной вехой в творчестве Евгения Монина. Художник любил и глубоко знал искусство эпохи Возрождения — его любимыми художниками были Джотто, Микеланджело, Андреа Мантенья, Паоло Веронезе и другие мастера Ренессанса, барокко и маньеризма.

В иллюстрациях Евгения Монина очень много особого итальянского цвета, света и воздуха, и, конечно, прекрасной итальянской архитектуры, на фоне которой разворачиваются сюжеты сказок.

Сборник «В моих краях» вышел в свет в 1981 году. За эту работу Евгений Монин был награждён специальным дипломом Всесоюзного конкурса «Искусство книги» «За выдающиеся достижения в иллюстрировании книг».

«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки
«В моих краях». Итальянские народные сказки

03

  Галерея 03

В архиве семьи Лосиных хранится один из первых, довоенных, рисунков маленького Вени — это иллюстрация к «Песни о вещем Олеге». Пройдет много лет и, став знаменитым иллюстратором, Вениамин Николаевич обратится к стихотворению Пушкина.

Талант художника в сочетании с глубочайшими познаниями в истории и этнографии определяют неповторимый образный строй этой книги. Монументальные, классические композиции населены живыми, выразительными, как будто подсмотренными в реальности, персонажами.

«Войдя в зрелый возраст, Лосин обнаружил тяготение и интерес к древней истории. Его библиотека наполнилась множеством научных книг. Мы, его друзья, постепенно начали замечать, что он становится экспертом-историком по средневековой Руси», – писал о своем друге заслуженный художник России Анатолий Зиновьевич Иткин.

Первое издание «Песни о вещем Олеге» с иллюстрациями Вениамина Лосина вышло в 1978 году, а в середине 80-х году художник создал новую версию иллюстраций, которую мы предлагаем вашему вниманию.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

04

  Галерея 04

Братьев Гримм без сомнения можно отнести к самым любимым авторам Евгения Монина – их сказки художник иллюстрировал не один раз. В 1976 году он проиллюстрировал большой сборник, вышедший в издательстве «Малыш». Отдельным книжками выходили «Удалой портняжка» и «Заяц и ёж». Не для печати, а для себя, художник делал графические листы к особо полюбившимся сюжетам – два великана, безмятежно спящие под деревом, таинственный дух, вылетающий из старой бутылки.

В середине 90-х годов Евгений Григорьевич вновь взялся за любимую тему. Сказочные сюжеты братьев Гримм давали художнику полный простор для фантазии и остроумия. Сказочная небывальщина нарисована им так убедительно, что читатель без всякого усилия начинает воспринимать ироничную условность как самую что ни на есть реальность.

Книга «Удалой портняжка» вышла в свет в 2001 году в издательстве «Дрофа», а в 2008 году была переиздана издательством «Махаон».

Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»
Братья Гримм «Сказки»