fbpx
.

29 мая 2020 года исполнилось 95 лет со дня рождения Народного художника, действительного члена Российской Академии Художеств, лауреата Государственной премии, профессора Мая Петровича Митурича.

Прекрасный график, живописец, монументалист - он был истинным рыцарем изобразительного искусства. В его работах сочетаются артистизм, виртуозная точность, свобода и мудрый лаконизм.

Май Митурич – один из самых узнаваемых художников-иллюстраторов.

Тот, кто хоть раз открыл книгу с его картинками, всегда узнает этот неповторимый авторский почерк. Его книжная графика отмечена многочисленными наградами отечественных и международных конкурсов книжной иллюстрации.

Родители Мая, художники Петр Митурич и Вера Хлебникова, были уверены, что их сын вырастет художником. Все рисунки Мая, начиная с самых первых, они бережно хранили вместе со своими работами.

От дедушки, Владимира Хлебникова, орнитолога и знатока животного мира, Май научился различать и любить птиц и зверей. В доме всегда кто-нибудь жил — то крымский заяц, то белая крыса по имени Кулеврина, то смешная водяная курочка Тутик.

В 1941 году жизнь семьи трагически изменилась. В январе умерла мама, а в июне началась война. Май бросил школу и пошел работать в «Окна РОСТА», где печатали агитационные патриотические плакаты.

Когда ему еще не исполнилось 18 лет, Май добровольцем ушел на фронт.

Рядовой Май Митурич заправлял горючим грузовики, которые шли по «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград. Затем стал художником в специальном агитационном подразделении. Его отряд шел следом за передовыми войсками и размещал на площадях освобождённых городов огромного размера портреты с изображением маршалов и вождей. Рядовой Май Митурич был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».

Май Митурич - солдат, 1943 

Окончание войны застало его в Берлине, там он написал небольшой пейзаж – площадь и разрушенные дома. Это была первая работа после большого перерыва. И, хотя война закончилась, демобилизовали солдата-художника только в 1948 году.

Вернувшись в Москву, Май поступил в Московский Полиграфический институт.

Первыми печатными работами были буклеты для Сельхозиздата. Это были и скучнейшие, и трудоемкие иллюстрации к специальной технической литературе – например, скрупулезно нарисованный трактор в разрезе.

Но вскоре появились первые небольшие заказы для детских издательств. Сначала маленькие картинки в сборниках, затем – картонные книжки-раскладушки, а потом и настоящие большие книжки: «Стихи для детей» Самуила Маршака, «Бибигон» Корнея Чуковского, сборники стихотворений Агнии Барто.

Иллюстрации к стихам Агнии Барто, 1976

За иллюстрации к стихам Маршака в 1965 году художник получил Серебряную медаль Лейпцигской международной выставки искусства книги, а два года спустя – за оформление книги Чуковского «Краденое Солнце» — серебряную медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе.

Иногда новые книжки возникали не как издательский заказ, а вырастали из дружеских или приятельских отношений. Так вышло с замечательным детским писателем и путешественником Геннадием Снегиревым. Художник и писатель не раз отправлялись в далекие края и привозили оттуда багаж: один – рассказы, другой – иллюстрации к ним. Они побывали в Туве, на Командорских островах, в Средней Азии и сделали совместно больше десятка книг.

Сотни рисунков, акварелей и набросков, сделанных в дальних путешествиях, служили материалом не только для книжной иллюстраций, но и для больших графических серий.

Из серии «Саяны», автолитография, 1972

В детстве маленький Май любил читать книгу Виталия Бианки «Первая охота». Это была книжка, иллюстрации к которой делались его родителями, замечательными художниками Петром Митуричем и Верой Хлебниковой. Интерес к творчеству Бианки Май Петрович пронес через всю жизнь, много его иллюстрировал, а в 1989 году сделал графическую серию по мотивам рассказов любимого писателя.

Из серии «По мотивам рассказов Виталия Бианки», шелкография, 1989

Иллюстрации Мая Митурича очень полюбили японские издатели. В Японии переиздавали книги Мая, заказывали новые. Три книжки из серии для самых маленьких были написаны самим художником. Он много раз бывал в Японии, однажды прожил там больше года. За вклад в развитие культурных связей двух стран был награжден медалью Восходящего солнца.

В своих книжных иллюстрациях Май Митурич старался решать те же задачи, что стоят перед художником и в живописи, и в станковой графике: цвет, ритм, композиция. При всей своей внутренней свободе, он стремился быть точным в деталях - даже сказочные животные нарисованы им анималистически точно. Серьезные художественные задачи, которые ставил перед собой мастер, не мешают его картинкам быть живыми и веселыми и оставаться современными на протяжении многих лет.

О работе книжного иллюстратора Май Митурич говорил так: «Изображение в книге по-настоящему обретает право на существование, лишь когда оно выражает то, что не передашь словами».

 

РГДБ выражает самую искреннюю благодарность Вере Митурич-Хлебниковой и Маше Сумниной за участие в подготовке выставки.

Спасибо за дружескую помощь редакции "Малыш" издательства АСТ.

 

loading...

1 gulliver

  Галерея 01

С замечательным детским писателем Геннадием Снегиревым Мая Митурича связывала многолетняя дружба. Много раз они вместе отправлялись в далекие путешествия, побывали в Туве, на Командорских островах, в Средней Азии.

Геннадий Снегирев привозил из путешествий рассказы, а Май Митурич - множество альбомов с набросками, акварелями и рисунками. Все они потом становились материалом для иллюстраций к рассказам друга.

Так родились книжки «Обитаемый остров», «Пинагор», «Чембулак», «Про оленей», «Командоры», «Домик осьминога», «Письма из разных мест», «На холодной реке» и многие другие.

По впечатлениям от этих дальних странствий Май Петрович сам написал и проиллюстрировал книжку «Командорские острова».

ЧЕРНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ЧЕРНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ВОРОН
ВОРОН
ПЕСЦОВАЯ ЗЕМЛЯ
ПЕСЦОВАЯ ЗЕМЛЯ
ПЕСЦОВАЯ ЗЕМЛЯ
ПЕСЦОВАЯ ЗЕМЛЯ
ТОПОРКИ
ТОПОРКИ
ХИТРЫЙ БУРУНДУК
ХИТРЫЙ БУРУНДУК
БЕЛАЯ СОБАКА
БЕЛАЯ СОБАКА
ЧЕРНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ЧЕРНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ОЗЕРО ЩИ
ОЗЕРО ЩИ
ЛЕСНИК ТИЛАН
ЛЕСНИК ТИЛАН
ЧЕМБУЛАК
ЧЕМБУЛАК
ПИНАГОР
ПИНАГОР
ОСЬМИНОГ
ОСЬМИНОГ

  Галерея 02

Одной из своих главных жизненных и творческих удач Май Митурич считал сотрудничество с Самуилом Яковлевичем Маршаком.

Знакомство художника и поэта состоялось за десять лет до начала их совместной книжной работы.

В те годы в Центральном доме работников искусств открылась студия, позировать художникам приглашали известных людей. Май Митурич часто приходил туда. Однажды натурщиком стал сам Самуил Яковлевич Маршак. Знаменитый поэт отметил рисунок молодого художника и размашисто подписал внизу: «С. Маршак. 28 III 1948».

Одной из первых иллюстраторских работ Мая Митурича была книжка «Чешские народные песенки» в переводах Маршака. Молодой художник принёс показать поэту большую папку со своими картинками. С этой встречи, с 1958 года, началось многолетняя совместная работа над книгами для детей.

В том же году вышла вторая книжка Маршака и Митурича «Английские песенки». В следующем — «Угомон и «Пудель», годом позже — «Для маленьких».

Самуил Яковлевич всегда внимательно рассматривал рисунки, сделанные художником. Иногда находил оплошности. В стихотворении «Старуха, дверь закрой!» есть строчка «Два незнакомца входят в дом…», а Май нарисовал троих. Пришлось исправить рисунок.

Но бывало и наоборот. В сборнике «Для маленьких» есть стихотворение:

«Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Чёрных пять и белых пять,
А всего десяток».

А Май нарисовал пять чёрных цыплят и пять жёлтых. Маршак это заметил. Художник смутился было, но попытался уговорить автора, что маленькие цыплята бывают и жёлтенькие. Маршак несколько раз проверил на слух, сравнил «чёрных пять и белых пять», «чёрных пять и жёлтых пять» — и исправил строчку!

«Стала курица считать», 1971 г.

В 1962 году Самуил Яковлевич предложил Маю Митуричу иллюстрировать сборник стихов, доверив художнику составление книги.

Май выбрал самые любимые с детства стихи.

Работа над книгой «Стихи для детей» шла больше года. Бессчётное количество раз ездил показывать работу уже тяжело больному Маршаку. Рюкзак со стопкой иллюстраций весил больше 20 килограммов…

Весной 1964 года книжка было готова. Поэт написал на обложке — «Рисунки принимаю. С. Маршак».

А 4 июля 1964 года Самуил Яковлевич умер.

В 1965 году на Лейпцигской международной выставке искусства книги в память о поэте был объявлен конкурс на иллюстрирование четырёх разворотов к любым его стихотворениям. Май Митурич выставил картинки к книге «Стихи для детей» и получил свою первую международную награду — Серебряную медаль.

Обложки к сборникам стихов Маршака, 1965-1971 гг.

В 1971 году издательство «Советская Россия» выпустило второй сборник стихов Маршака с иллюстрациями Мая Митурича. По замыслу он должен был походить на первый, быть как бы вторым томом.

Не так давно двухтомник был прекрасно переиздан редакцией «Малыш» издательства АСТ, и сегодняшние родители могут прочитать своим детям эти нестареющие книжки с классическими и вместе с тем такими современными иллюстрациями.

Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»
Самуил Маршак «Стихи для детей»

  Галерея 03

В архиве семьи Митуричей хранятся десятки детских рисунков будущего художника. В том числе, картинка девятилетнего Мая к книжке Редьярда Киплинга «Маугли».

Много лет спустя мастер решил проиллюстрировать любимое произведение. Тогда, в начале работы над книгой, в настоящих индийских джунглях ему побывать не довелось. Чтобы увидеть настоящие субтропики, Май Петрович отправился в маленький грузинский поселок Махинджаури. Там, в старом ботаническом саду, он рисовал заросли бамбука, банановые деревья, лианы. Потом, силой своего творческого воображения, художник населил джунгли героями Редьярда Киплинга.

А в Индии Май Петрович тоже побывал, но гораздо позже, когда книга уже вышла.

«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»
«Маугли»

  Галерея 04

Обычно художники, берясь за иллюстрации к «Одиссее» Гомера, изучают искусство древней Эллады и, прежде всего, древнегреческую вазопись. Гениальные творения старых мастеров силой своего авторитета могут ограничить творческую свободу автора.

Май Митурич выбрал совсем иной путь. В его иллюстрациях нет буквального стилистического сходства с древнегреческой вазописью.

В книжке большого формата чередуются цветные пейзажи и сделанные черной тушью портреты героев. Воздушные, легкие и лаконичные виды древней Греции, нарисованные на разворотах книги, наполнены солнцем, в них живут и действуют античные боги, герои и простые смертные.

Для портретов художнику позировали его друзья. К примеру, Одиссеем стал замечательный художник-график Дмитрий Спиридонович Бисти, а Навсикаей – дочь художника Вера.

«Лаэрт», поиски образа героя, 1983

Май Митурич обладал истинным художественным артистизмом, в его рисунках видна виртуозной точность. Но эта свобода и легкость достигалась месяцами и годами неустанной работы.

Некоторые иллюстрации художник повторял десятки раз, ровно до того момента, пока результат не удовлетворял взыскательного автора.

Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»
Гомер «Одиссея»

  Галерея 05

В 1974 году Май Митурич задумал графическую серию «Басни Крылова». Художник соединил написанный от руки текст и изображение. Каллиграфические надписи становится неотъемлемой частью картинки, а лаконичное, доведенное до символа изображение совсем не теряет своей выразительности.

Слон и Моська
Слон и Моська
Лиса и Волк
Лиса и Волк
Квартет
Квартет
Лебедь, Рак и Щука
Лебедь, Рак и Щука
Лев и Комар
Лев и Комар
Стрекоза и Муравей
Стрекоза и Муравей
Петух и Кукушка
Петух и Кукушка
Лиса и Виноград
Лиса и Виноград

  Галерея 06
?
COM_DJTABS_ARTICLE_NO_LONGER_PUBLISHED