fbpx
.
logo
Российская государственная детская библиотека
8(499) 230-00-93
Москва, Калужская пл, д. 1
rgdb head image 1 rgdb head image 2 rgdb head image 3 rgdb head image 4

Представляем вашему вниманию очередную виртуальную выставку, посвященную проблемам особого детства.

Выставка «Мир семьи с особым ребенком: особенности контакта с детьми с расстройствами аутистического спектра» посвящена вопросам интеграции таких детей в общество. Книги, представленные на этой выставке, написаны как отечественными специалистами, так и зарубежными авторами, имеющими огромный опыт в практической работе с такой категорией детей. Авторы рассказывают о возможных путях помощи, коррекции и социализации детей с аутизмом.

В этом разделе представлены книги, расшифровывающие понятие «аутизм», рассказывающие о раннем детском аутизме, его диагностике и возможных путях помощи особому ребенку.

Авторы книги «Понимание аутизма: руководство для родителей» Катрина Уилльямс и Жаклин Робертс имеют большой опыт изучения проблемы в качестве ученых–клиницистов. Написанная в доступной для читателей форме, она раскрывает понятие «аутизм», рассказывает о диагностике аутизма и о специфике проявления аутизма в разном возрасте, говорит о возможностях преодоления трудностей, связанных с ним.

Нажмите для увеличения

Книга «Аутичный ребенок. Пути помощи», написанная коллективом авторов, в который входят Ольга Сергеевна Никольская, Елена Ростиславовна Баенская, Мария Михайловна Либлинг, посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития – раннему детскому аутизму.

В ней рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста, предлагаются подходы оказания помощи как в сравнительно легких, так в достаточно тяжелых случаях детского аутизма.

Нажмите для увеличения

Книга «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием» посвящена детям с РАС. Ее автор, Елена Ростиславовна Баенская, доктор психологических наук, много лет занимающаяся проблемами раннего детского аутизма.

Автор рассматривает основные этапы эмоционального развития ребенка в норме и сравнивает их с особенностями аффективного развития при раннем детском аутизме. В книге приводятся приемы коррекционной работы с детьми-аутистами, оптимальные для раннего возраста.

Нажмите для увеличения

Следующие книги посвящены использованию АВА – анализу вербального поведения при работе с детьми с РАС. Авторы расшифровывают это понятие, обосновывают возможности использования его различных вариантов для коррекции поведения и деятельности детей с аутизмом.

Роберт Шрамм, сертифицированный поведенческий аналитик в области прикладного анализа поведения в своей книге «Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения» знакомит читателей с тем, что такое прикладной анализ поведения и рассказывает об одном из наиболее эффективных его направлений – анализе вербального поведения. В книге предлагаются методы и техники, которые помогут скорректировать нежелательное поведение ребенка, вне зависимости от тяжести расстройства. Здесь же можно найти информацию о том, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам.

Нажмите для увеличения

В книге «Основные аспекты использования АВА* при аутизме» тоже дается характеристика одного из наиболее популярных современных подходов, используемых для коррекции аутизма – прикладного анализа поведения, или поведенческой терапии. Автор, Светлана Сергеевна Морозова, в 1997 году получившая квалификацию терапевта по АВА, обсуждает здесь основные особенности и приемы, а также преимущества и ограничения метода. В книге есть много практического материала и примеров работы с детьми, которые могут использовать в своей деятельности как специалисты, так и родители.

Нажмите для увеличения

«Социальные Истории» - широко применяемая во всем мире методика Кэрол Греэй, цель которой помочь развить социальные навыки детям с расстройствами аутистического спектра. Книга состоит из двух частей, включающих руководство по созданию социальных историй и 185 примеров социальных историй, что позволяет самим читателям написать свои Социальные Истории.

Нажмите для увеличения

Книги, о которых пойдет разговор сейчас, написаны специалистами– практиками. Их авторы предлагают свои варианты работы с детьми и взрослыми, страдающими РАС.

Специалист по работе с детьми с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации Тара Делани рассказывает читателям в своей книге «Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми» о системе игровых занятий с такими детьми. Это своеобразное руководство по системному развитию сенсорных, социальных и коммуникативных навыков особого ребенка в игровой форме. Игры, представленные в книге, способствуют сбалансированной системе работы разных органов ребенка и помогут ему адаптироваться к разным ситуациям в жизни и взаимодействии с окружающими людьми.

Нажмите для увеличения

«Расписание для детей с аутизмом», написанная Линн МакКланнахан и Патрисией Крантц представляет собой практическое руководство по использованию наглядных схем деятельности – расписаний - для обучения детей с аутизмом. Расписания представляют собой картинки или слова, помогающие ребенку быть вовлеченным в последовательное выполнение заданий для выполнения того или иного действия. Эта книга может быть успешно использована в работе с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и даже взрослыми, помогая им лучше контролировать себя в жизни.

Нажмите для увеличения

Люди с расстройствами аутистического спектра обрабатывают сенсорную информацию по–своему. Они могут чувствовать себя отрезанными от внешнего мира или перегруженными ощущениями. В руководстве «Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма» рассказывается, как вступить в контакт с таким человеком и создать для него индивидуальную, не перегруженную ощущениями среду.

Нажмите для увеличения

Ирина Карпенкова в своей книге «Использование компьютера в развитии и социализации детей с особенностями развития» знакомит читателей с возможностями использования компьютерных программ как средства и способа облегченной коммуникации неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра с другими людьми.

Нажмите для увеличения

Следующие две книги - это пособия по коррекционной педагогике. Они рассказывают о возможностях педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Их авторы не только известные специалисты в дефектологии, но и родители ребенка с аутизмом, понимающие все тонкости и особенности работы с ним.

Пособие «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра», автором которого является Сергей Алексеевич Морозов, рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемой расстройств аутистического спектра и комплексного сопровождения таких людей. В книге представлена обширная информация о возникновении, развитии и проявлении РАС, а также его диагностике. В книги можно найти информацию о различных коррекционных подходах к этой проблеме, рекомендации по конкретным вопросам воспитания и обучения детей с РАС.

Нажмите для увеличения

В учебно–методическом пособии «Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст)» написанном Сергеем Алексеевичем Морозовым и Татьяной Ивановной Морозовой, рассмотрены все основные вопросы, связанные с дошкольным образованием детей с расстройствами аутистического спектра. Здесь разбираются различные возможные решения проблемы дошкольного обучения и воспитания ребенка с различной степенью выраженности РАС. Особое внимание авторы уделяют вопросам преемственности дошкольного образования и ранней помощи таким детям. Они обращают внимание на значимость обязательной связи системы дошкольного и начального образования для ребенка с аутизмом, а также инклюзивного характера обучения таких детей. 

Нажмите для увеличения

Книги, представленные на выставке, представляют интерес как для родных и близких таких детей, так и для специалистов, работающих с детьми с РАС: тьютторов, педагогов, психологов. Они будут полезны и читателям, заинтересованным проблемами взаимодействия с детьми с аутизмом.