fbpx
.

Мы продолжаем серию книжных выставок, посвященных теме особого детства.

Выставка «Мир семьи с особым ребенком: возможности арт-терапии и лечебной педагогики в социализации детей с ОВЗ» посвящена вопросам интеграции детей с особыми потребностями в общество. Книги, представленные на ней, написаны специалистами, имеющими опыт работы с особыми детьми, обобщают опыт работы с ними.

Начать хочется с книги, рассказывающей об особенностях работы с детьми раннего возраста.

Это издание «Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет». Оно знакомит читателей с опытом Центра лечебной педагогики по проведению диагностической и коррекционной работы при нарушениях развития у детей раннего возраста.

Нажмите для увеличения

Следующие книги знакомят с возможностями лечебной педагогики и арт-терапии в обучении и социализации детей с особыми потребностями.

В книге «Лечебная педагогика: базовые подходы и практические рекомендации» собраны и систематизированы материалы Центра лечебной педагогики «Особое детство» о занятиях с детьми, имеющими различные проблемы развития.

В книге можно найти материалы, посвященные вопросам диагностики детей с нарушениями развития. Здесь обобщается опыт использования лечебной педагогики для развития эмоционально–волевой, сенсомоторной и познавательной сфер ребенка.

Особое внимание в книге отводится вопросам поддержки семьей с особыми детьми, предлагаются варианты предпрофессиональной подготовки молодежи с особыми потребностями.

Нажмите для увеличения

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, и поэтому книга «Игровая педагогика» посвящена возможностям использования игры в дошкольном возрасте для развития и реабилитации детей с особенностями развития. Има Юрьевна Захарова и Елена Вячеславовна Моржина, эксперты московского Центра лечебной педагогики, основываясь на многолетнем опыте работы с самыми разными детьми, представляют свой взгляд на игру и педагогику. Книга состоит из нескольких частей, в которых авторы не только рассказывают о своей концепции игры и игрового контакта, но описывают, как проанализировать игровое поведение ребенка, понять, на каком этапе развития он находится, а также приводят примеры игр для составления игровых занятий.

Нажмите для увеличения

В книге «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ» речь идет о групповом занятии КРУГ. Эти занятия проводятся в Центре лечебной педагогики с детьми дошкольного возраста, в том числе и с дошкольниками с тяжелыми нарушениями развития. КРУГ – это первое организованное занятие, в котором предлагается участвовать особому ребенку, еще не имеющему опыта занятий в группе.

Здесь можно найти информацию о подходе к работе с особым ребенком специалистов ЦЛП, понять, что такое интегративная группа и каким образом строится работа группы КРУГ.

В приложении имеется подборка игр и описание вариантов занятий для разных групп детей. Эти практические материалы могут использовать в своей деятельности специалисты, работающие с особыми детьми.

Нажмите для увеличения

Ирина Сергеевна Константинова – нейропсихолог, музыкальный терапевт и один из экспертов Центра лечебной педагогики. В своей книге «Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога» она описывает опыт многолетней работы на стыке нескольких областей: детской нейропсихологии, коррекционной психологии и музыкальной педагогики. Музыкальное занятие автор рассматривает как эффективную форму нейропсихологической диагностики и помощи детям с проблемами психического развития. Автор показывает, как установить контакт и включить ребенка в занятие или игру, что делать в тех случаях, когда предложенные способы оказываются неэффективными.

Книга содержит большое количество примеров из собственной практики Ирины Сергеевны, здесь есть подробное описание игр и нотное приложение.

Нажмите для увеличения

В книге Юрия Красного «Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными способностями средствами искусства» идет разговор о развитии и реабилитации детей с ДЦП и другими нарушениями развития средствами искусства. Здесь рассказывается о занятиях художественным творчеством с такими детьми, о целях и формах этих занятий, о методике их проведения. Еще одна тема, на которую размышляет автор этой книги, – реализация прав детей–инвалидов, конкретные пути их интеграции в общество. Свои размышления Юрий Красный подкрепляет рассказами из жизни семей с детьми с ДЦП, а также делится наблюдениями за теми изменениями, которые происходили с ребятами в процессе занятий арт-терапией.

Нажмите для увеличения

Книга «Я танцую!» написанная Сергеем Фурсовым, педагогом-хореографом, дефектологом и руководителем школы инклюзивного творчества «Танцующий дом», представляет собой методическое пособие по организации и проведению танцевально-двигательных занятий с особыми детьми. Он уже 15 лет работает с особыми детьми и своим накопленным практическим опытом в этой книге делится с читателями. Автор рассказывает, почему движение оказывает комплексное благотворное воздействие на развитие особых детей. В книге приводятся многочисленные примеры того, как организовать танцевально-двигательные занятия с учетом возраста и уровня развития детей. Пройдя по QR-коду, имеющемуся в конце книги, можно найти практические видеопримеры организации и проведения занятий.

Нажмите для увеличения

В работе Тамары Евгеньевны Лаврентьевой и Ольги Викторовны Караневской «Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской» представлен опыт организации занятий в керамической мастерской с детьми и подростками, имеющими различные нарушения развития. Авторы описывают особенности проведения таких занятий, дают практические рекомендации для специалистов. В книге приведены примеры практических заданий и основные алгоритмы их выполнения. Цветные фотографии дают представление о работах учащихся и иллюстрируют отдельные упражнения.

Нажмите для увеличения

Следующие издания представляют собой теоретический материал, на основе которого можно пробовать создавать новые игры и занятия для особых детей.

Ирина Геннадьевна Галянт в своей книге «Коррекция детского аутизма средствами арт–педагогики» рассматривает возможности арт-педагогики в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Она анализирует различные арт–терапевтические практики, в процессе которых создаются условия для развития и социализации детей с особыми потребностями.

Нажмите для увеличения

Издание «Визуально–тактильные игры для развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья» - это учебно– методическое пособие, рассказывающее о том, как можно использовать визуально–тактильные игры для развития познавательных процессов у особых детей.

Нажмите для увеличения

Книги, представленные на этой выставке, будут интересны для специалистов различных направлений, работающих с детьми, имеющими особые потребности. Ну и конечно, в них могут заглянуть как родные и близкие этих детей, так и заинтересованные этой темой читатели.