Какой он, мир особого ребенка? Чем отличается от мира «обычных» нормотипичных детей? Как выстроить взаимодействие с ребенком с особыми возможностями здоровья? Где ему необходимо помочь и поддержать, а где предоставить возможность самостоятельных действий? На все эти вопросы можно найти ответы в книгах, представленных на выставке.
Эти книги открывают нам мир и жизнь особых детей.
Героиня книги «Я глухая» Елены Владимировны Соловейчик - девочка Алена. Ей десять лет, она глухая с рождения и носит слуховой аппарат. Родители у главной героини тоже глухие, и её окружает тихий мир. Алена рассказывает о своей жизни, об особенностях обучения в школе и взаимодействия с огромным слышащим миром вокруг нее.
Здесь же в конце книги есть памятка для слышащих читателей об особенностях общения с глухими людьми.
Герой книги, написанной Дмитрием и Татьяной Комиссаровыми «Видимо – невидимо. Как дружить с незрячим», 12-летний Федор -незрячий с рождения. Он живет в обычной семье, у него есть мама, папа, старший брат и собака.
Федор - обычный мальчишка, которому интересен мир вокруг и хочется его изучать и познавать.
Книга предоставляет читателю возможность приоткрыть завесу в мир незрячего ребенка. Мы узнаем, как такой ребенок постигает мир и учится ориентироваться в нём, что и как изучает в школе, какова роль окружающих взрослых: близких и учителей в формировании его самостоятельности в жизни.
Следующая серия книг посвящена вопросам детской онкологии.
Эта серия очень простых тонюсеньких брошюр, написанных в форме комиксов и предназначенных для юных читателей, рассказывает им обо всех аспектах выявления этого заболевания и борьбы с ним. Все книги написаны врачами-онкологами совместно с командой фонда Хабенского.
Комикс «Как губка-Мила вредному перевреднила» - это рассказ о том, как третьеклассница Мила, у которой была обнаружена онкология, проходила лечение и сумела победить болезнь.
У героя следующего комикса «Как птицекрокодил вредному победил» девятилетнего Алика тоже обнаружили онкологию. Это его история борьбы с серьезным заболеванием и победы мальчика над ним: состояние ремиссии.
Девятилетняя Тася, героиня комикса «Почему вредномы боятся фонарика» тоже столкнулась с онкологией. Историю о том, как проходило её лечение, чем и почему ей помогла лучевая терапия, можно найти в этой книге.
А это издание подойдет уже читателям постарше и их родителям. Книга «Лейкоз, я тебя знаю! Графическая история о молодом человеке и остром лимфобластном лейкозе» тоже посвящена вопросам онкологии. Она написана Анастасией Евгеньевной Рудневой, врачом-гематологом, кандидатом медицинских наук. И помогала ей в создании книги художник-иллюстратор Елена Поповская.
Это разговор о том, как проявляется заболевание, как происходит лечение, к чему надо быть готовым пациенту и его близким.
А понять это можно из истории главного героя. Молодого человека зовут Шаша. Он единственный ребенок в семье, у него много друзей, он неплохо учится и играет в футбол. Но однажды ему становится плохо и состояние его продолжает ухудшаться…. У Шаши обнаруживают острый лимфобластный лейкоз. Дальше читатель узнает о том, как изменилась жизнь его и семьи, о процессе лечения, о трудностях в ходе его, о минутах отчаяния и преодолении, вере в себя и в будущее выздоровление.
Следующая серия книг выпущена Центром лечебной педагогики в виде нескольких брошюр. Это рассказ об особенностях развивающего ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Каждая такая небольшая брошюра – отдельный аспект работы с этой категорией детей.
Пособие подготовлено на основе книги «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. А.Л. Битовой
Первая часть пособия «Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» посвящена вопросам коммуникации и социализации особых детей. Здесь описано, какие жизненно важные потребности удовлетворяются с помощью социализации и коммуникации с особым ребенком, почему это необходимо учитывать при развивающем уходе за таким ребенком и при организации его социальной среды. Пособие содержит рекомендации по организации процесса социализации и коммуникации с детьми с тяжелыми нарушениями развития.
Вторая часть пособия «Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» носит название «Бытовые навыки». Дело в том, что многие такие дети с трудом осваивают или не осваивают вообще различные бытовые навыки. Поэтому здесь можно найти рекомендации, как научить их самостоятельно, например, принимать пищу, умываться, или чистить зубы. А если они не могут этого делать самостоятельно, то как эти процедуры проводить взрослому. Книга содержит рекомендации по обучению или проведению с детьми и других гигиенических процедур.
Следующий важный аспект ухода за такими особыми детьми – это их передвижение или размещение в пространстве. Поэтому третья часть пособия носит название «Позиционирование».
Это разговор о том, как помочь детям научиться перемещаться в пространстве или держать определённое положение тела, например, самостоятельно сидеть, а если это невозможно, то каким образом контролировать правильное размещение тела ребенка в пространстве, какие специальные приспособления для этого необходимы.
Растущему особому ребенку требуется определенное пространство. И выстроено оно должно быть особым образом, не так, как у ребенка нормотипичного. О том, как выстраивать пространство, можно узнать из четвертой части пособия, она носит название «Организация пространства и оборудование». Здесь можно найти информацию о том, как должно быть организовано пространство для сна, для игр и для занятий, каким должно быть место для умывания или ванная комната.
Книги, представленные на этой выставке, будут интересны разным категориям читателей.
Некоторые из них подойдут для детей дошкольного и младшего школьного возраста или даже для подростков.
Другие будут полезны родителям особых детей и специалистам, работающим с ними, и конечно всем, интересующимся этой темой читателям.














