fbpx
.

ФИО: Чудинова Вера Петровна

Отдел: Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения

Должность: Главный научный сотрудник

Степень/Звание: Кандидат педагогических наук

1. Ваша профессиональная деятельность?

Я работаю в РГДБ с 1987 года. Моя работа как исследователя началась еще в советский период, когда проводились масштабные исследования чтения и работы библиотек. В конце 1980-х – начале 1990-х в рамках всесоюзного исследования библиотечной профессии под эгидой Московского государственного института культуры (МГИК) мы с психологом РГДБ Оксаной Леонидовной Кабачек занялись изучением работы, квалификации и личности детского библиотекаря. И еще мы постоянно проводили исследования чтения детей, подростков и родителей. Масштабными исследованиями детского чтения в эти годы занималась группа сотрудников Российской государственной библиотеки (РГБ), где работали замечательные исследователи. Но в 1990-е гг. в РГБ это направление было свернуто, и эти функции изучения детского чтения постепенно перешли к нам, в РГДБ. В этот период времени я получила вторую профессию – социолога – и защитила диссертацию по профессии детского библиотекаря в сфере библиотековедения во МГИК. Таким образом, моя работа как исследователя оказалась «на стыке» библиотечного дела и социологии литературы и чтения, и до сих пор я смотрю на работу библиотекарей и с точки зрения изменений в обществе (социологический ракурс), и с точки зрения изменений в библиотеках («библиотечный» ракурс), в том числе и в ракурсе трансформаций в процессе чтения разных социальных групп. Наши исследования, как правило, очень интересовали специалистов библиотек из регионов, в связи с чем меня часто приглашали рассказать о наших исследованиях в разные города. За время работы в РГДБ я объехала почти всю страну. Это были конференции, курсы повышения квалификации и другие мероприятия, которые проводили региональные центры по библиотечной работе с детьми. Я всегда старалась, как могла, помочь библиотекарям на местах, подчеркнуть значимость библиотечной работы с детьми, иногда выступала на местном телевидении, давала интервью журналистам. За эти годы видела много замечательных детских библиотекарей. Я испытываю глубокое уважение к библиотекарям и восхищаюсь теми, кто работает с детьми, невзирая на многочисленные сложности и проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари на местах. Мои исследовательские интересы постоянно расширялись и в плане социологии (социология культуры, СМИ, детства), и в плане изучения библиотечного дела. Так я стала членом разных ассоциаций: Международной ассоциации чтения (ныне – грамотности), Российского общества социологов и др. и всегда старалась поучаствовать в конференциях Российской библиотечной ассоциации. Мне было очень интересно, как развиваются библиотеки в разных странах и что там происходит с чтением детей и взрослых. Удалось посетить несколько конгрессов ИФЛА (в Великобритании, Германии, Аргентине и Финляндии) и конференцию Международной ассоциации чтения (в Бельгии), и посмотреть в этих странах работу библиотек. Интернет многократно расширил возможности получения информации в этой области. В результате я участвовала в создании нескольких монографий и одного учебного пособия по библиотечному обслуживанию за рубежом, которые возникли благодаря инициативе профессора МГИК Г. А. Ивановой и президента РШБА Т. Д. Жуковой. Многие мои работы опубликованы в профессиональных изданиях и помещены на сайт нашего отдела, где с ними можно познакомиться.

2. Ваши увлечения?

Я очень люблю путешествовать, поэтому в рамках профессиональных поездок всегда старалась выбраться в музеи, больше узнать о культуре и местных достопримечательностях. Россия в этом плане удивительная страна с колоссальными культурными сокровищами, что хорошо понимаешь, когда попадаешь, например, в маленькую страну (например, в Финляндию). И я очень благодарна библиотекарям –краеведам, которые вели для меня экскурсии и рассказывали мне об истории края и своих любимых местах. За свою жизнь я встретила много прекрасных людей, работающих с детьми в библиотеках, энтузиастов, удивительных творческих личностей, и это навсегда изменило мой взгляд и на мир, и на библиотекарей. За последние годы я особенно хорошо поняла, что эта профессия нуждается и в защите, и в продвижении. На разных «небиблиотечных» конференциях я вместе с моими коллегами старалась показать роль библиотек в развитии детей. Это, например, были конференции по развитию Интернета, безопасности детей в Сети. Этой областью мы занимаемся с начала 2000-х гг., особенно с 2008 года. За это время мы приобрели различных партнеров из этих сфер и продолжаем с ними сотрудничать. В начале 2010-х гг. были созданы такие проекты как «Неделя безопасного интернета в детских библиотеках» и «Вебландия». Сегодня эти проекты трансформировались, а я остаюсь их участником. В рамках изучения этого направления я все больше искала информацию и анализировала подходы и исследования, связанные не только с читательской, но и медийно-информационной, цифровой грамотностью детского и взрослого населения и изучения различных аудиторий библиотек. В результате в этих областях также возникли контакты и партнеры, с многими из которых мы сегодня работаем. В мире проводятся масштабные исследования чтения, изучается поведение детей и взрослых в меняющемся информационном пространстве. Благодаря изучению этих подходов и методик можно сравнивать ситуации с чтением, понимать процессы и видеть тенденции. Эта моя работа продолжается в рамках подготовки новых монографий и научных статей. Большое значение имеет работа нашего отдела в проекте создания электронной базы данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», которую с 2014 г. мы ведем вместе с коллегами из Секции чтения РБА и Центра чтения Российской национальной библиотеки (проект получил поддержку Министерства культуры РФ). В рамках этой работы мы проводим анализ состояния исследований в библиотеках, конкурсы исследовательских работ и др. В сентябре 2020 года мне исполнилось 70 лет. 33 года я работала в РГДБ. Благодаря нашему руководству и поддержке моих замечательных коллег стала лауреатом Премии Правительства России в области культуры им. А. В. Луначарского за 2020 год.

3. Что предпочитаете читать?

Сегодня исследовательская работа особенно важна и необходима. Так, например, раньше я очень хорошо понимала, какие развиваются тенденции и какие процессы происходят в детском чтении и работе библиотек. Но сегодня мы живем в «эпохе турбулентности», о чем говорят многие специалисты. Весь мир и наша страна находятся в процессе трансформации, и есть много областей знания, которые меня очень интересуют. Все эти перемены тесно связаны с активно развивающимися науками о Человеке. Это – нейронауки и когнитивная психология, социальный и эмоциональный интеллект и многое другое. Значительно меняются подходы в сфере образования. В связи с этим необходимо постоянно следить за новостями и книжными новинками в этих областях знания, поскольку они непрерывно обновляются. И при этом нам становится доступной лучшая мировая литература, как научная, так и научно-популярная. Это книги таких издательство как «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина», «Бомбора» и др. Периодически я читаю также и наиболее популярные романы, прежде всего лауреатов премий, в том числе и детские книги. Самые значительные изменения происходят сегодня в сфере детства. И это делает задачу изучения детского чтения, информационного поведения и привычек нового поколения очень сложной, но и чрезвычайно важной и интересной.

Вера Чудинова получила премию...

Опубликовано: 08.06.2021
Главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Вера Петровна Чудинова получила премию Правительства Российской...