fbpx
.

Подходит к завершению первый этап литературно-просветительского проекта «Мастерство жестового рассказа» для глухих, слабослышащих детей, подростков и детей CODA (Children of Deaf Adults, дети глухих родителей), который стартовал в сентябре 2022 года.

Мастерство жестового рассказа

Основная задача проекта – показать, что чтение является неотъемлемым условием повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности.

 

Мастерство жестового рассказа

 

В программе занятий первого этапа принимают участие дети и подростки из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Смоленска, Нижнего Новгорода, Калининграда, Краснодара, Астрахани, Казани, Новосибирска и др.

Обучение чтению, осмыслению текста и пересказу на жестовом языке для групп детей 8-12 лет и подростков 13-17 лет проходит по трем направлениям (по 3 занятия в каждом): сказка, художественный рассказ, литературный анекдот. Задача рассказчика – понять смысл прочитанного, передать мимикой и жестами разный характер героев, правильно представить диалог в пространстве, передать комический эффект, если это анекдот или юмористический рассказ. На занятиях дети узнают о способах адаптации печатного текста на язык жестов и методах художественного повествования на РЖЯ, а также об основах видеосъемки и видеомонтажа.

 

 

Для детей и подростков из Москвы занятия проходят в Российской государственной детской библиотеке, а для детей и подростков из регионов РФ в формате вебинаров, которые можно просмотреть на YouTube канале РГДБ в плейлисте «Мастерство жестового рассказа» → 

Любой ребенок или подросток, а также их наставники могут присоединиться к проекту и заниматься самостоятельно, используя записи вебинаров.

Программа занятий разработана специалистами, находящимися внутри социокультурного сообщества глухих. При проведении занятий учитываются лингвистические особенности восприятия текста глухими и слабослышащими детьми и подростками. Дарья Семенова (преподаватель русского жестового языка) ведет занятия по направлению «сказка»; Александр Сидельников (преподаватель русского жестового языка, актер кино, независимый журналист) – по направлению «художественный рассказ», Виктория Берлизова (носитель русского жестового языка, дипломированный гид-экскурсовод) – «литературный анекдот». Занятия проходят на РЖЯ с синхронным переводом на русский разговорный язык (Марина Чернова) и снабжены титрами.

 

Марина ЧерноваМарина Чернова

 

В рамках второго этапа проекта «Мастерство жестового рассказа» пройдет Всероссийский конкурс «Лучший рассказчик на РЖЯ» для детей и подростков от 8 до 17 лет, а также их наставников. Старт конкурса будет объявлен 1 февраля 2023 г. Конкурс включает номинации: сказка, литературный анекдот, художественный рассказ. Из видеоматериалов, созданных участниками конкурса, будет создан литературный видеосборник с лучшими сказками, анекдотами и рассказами на РЖЯ. Победители конкурса вместе с сопровождающими будут приглашены в Москву на церемонию награждения и участия в литературном соревновании «Баттл РЖЯ», на котором продемонстрируют мастерство жестового рассказа.

Литературно-просветительский проект «Мастерство жестового рассказа» реализуется Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» совместно с АНО «Слышащие дети в семье глухих» и Российской государственной детской библиотекой с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

Фонд Президентских Грантов

 

Информационный партнер проекта – ОООИ «Всероссийское общество глухих».

 

Всероссийское общество глухих


Для родителей глухих детей, а также педагогов рекомендуем вебинар Екатерины Савченко (преподаватель русского жестового языка, глухая мама двоих глухих детей) «Как приобщить к чтению глухих и слабослышащих детей и подростков». В ходе которого Екатерина подробно рассказывает о том, как важно для глухого ребенка дружить с книгой и как осознанное чтение помогает социальной адаптации. Каким образом на практике заинтересовать глухих и слабослышащих детей чтением. С какого возраста нужно начинать читать книги ребенку. Какие приемы и техники использовать для получения стойкого интереса к литературе, с учетом лингвистических особенностей глухих и слабослышащих детей.

 

 

 

Фото: пресс-служба РГДБ