fbpx
.
Методическая лекция-консультация «Практическая работа с современной отечественной премиальной литературой для детей и подростков»

МАТЕРИАЛЫ!  18 апреля 2024 г. РГДБ продолжает Всероссийский цикл методических лекций-консультаций по актуальным вопросам библиотечно-информационного обслуживания детей для библиотек РФ.

Лекция по классической и современной детской литературе «Неизвестная, известная детская литература» – 2024. 2 выпуск

РЕГИСТРАЦИЯ! 25 апреля в 13:00 (мск) состоится лекция «Генрих Сапгир: детский поэт Лианозовской школы» из цикла лекций по классической и современной детской литературе «Неизвестная, известная детская литература» (на основе данных всероссийской энциклопедии ПроДетЛит).

Календарный план мероприятий РГДБ на II квартал 2024 года

Предлагаем ознакомиться с планом мероприятий РГДБ, к которым могут присоединиться специалисты библиотек, обслуживающих детей, во II квартале 2024 года.

Электронная база данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования»

Центр чтения Российской национальной библиотеки и Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки с 2014 г. реализуют проект – Электронная база данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования».

Проект «Большая экспедиция детского чтения» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив

Cовместный проект Российской государственной детской библиотеки и Ассоциации «Растим читателя» «Большая экспедиция детского чтения» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

previous arrow
previous arrow
next arrow
next arrow

Издание Энциклопедического словаря по проблеме чтения предпринимается впервые для обобщения накопленного знания о феномене чтения в разных научных областях.

УДК 009.031.038.80/81
ББК Я2 92
Ч 77

Рецензенты:
Дёмин В.П., академик РАО
Лекторский В.А., академик РАН и РАО

ISBN 978-5-6046447-1-3

© Ю.П. Мелентьева, руководитель проекта, 2021

Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. – 448 с. – ISBN
978-5-6046447-1-3

ОЗНАКОМИТЬСЯ с изданием: https://disk.yandex.ru/d/2iY021lC52Pxmw

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ

Издание «Чтение. Энциклопедический словарь» осуществляется в России впервые. Потребность в нём определяется тем, что феномен «ЧТЕНИЕ» стал предметом изучения целого ряда наук, таких как философия, педагогика, психология, социология, книговедение, библиотековедение, филология, физиология и др. В результате возникло широкое поле дефиниций, в которых нашли отражение различные аспекты чтения как научного понятия.

Эти дефиниции находят своё отражение в отраслевых справочниках, энцик­лопедиях, энциклопедических словарях, однако характеризуют чтение лишь частично.

Между тем степень значимости чтения как явления, процесса, деятельнос­ти, изменения, происходящие в связи с возникновением новых модификаций и практик (напр. цифрового чтения) и т. п., в настоящее время привело к ­пониманию необходимости создания специального издания энциклопедического ­характера, которое включало бы дефиниции по проблеме чтения максимально полно.

Таким образом, актуальность подготовки такого издания определяется важностью обобщения накопленного профессионального знания и предоставление его в концентрированном виде научной общественности. «Энциклопедический словарь» даёт возможность увидеть феномен «ЧТЕНИЕ» в его подлинном масштабе: как мировое явление, как фундамент, наряду с письменностью, ­нашей цивилизации; как необходимое составляющее политического, экономического, гуманитарного развития общества, государства; как необходимую основу ­умственного, нравственного, эмоционального развития личности.
Замысел создания «Энциклопедического словаря» по проблемам чтения возник в ходе многолетней (с 2004 г.) работы Отдела по проблемам чтения ФГБУН НИЦ РАН и Научного совета по проблемам чтения РАО, который с начала своего существования (с 2010 г.) провёл три международные научные конференции, 17 Круглых столов и научных семинаров по различным аспектам чтения, опубликовал 18 выпусков «Докладов Научного совета по проблемам чтения РАО», куда вошли работы ведущих российских учёных различных специальностей, в центре научных интересов которых было явление чтения.

Заметный импульс развитию идеи создания Энциклопедического словаря по проблемам чтения дало издание «Глоссарий по проблеме чтения», куда вошли более 600 дефиниций. Первым было русскоязычное, а затем русско-­английское издание этого "Глоссария...".

Дефиниции в издании «Чтение. Энциклопедический ­словарь» дают представление о генезисе чтения, о его эволюции в разные эпохи истории человечества; о революциях в сфере чтения, обусловленных социальными и технологическими изменениями. В статьях чтение рассматривается как явление цивилизационного характера, как фундамент культуры человечества; как общемировая основа воспитания и образования; рассказывается об основных моделях, модификациях, практиках чтения; о способах научения и привлечения к чтению. Изменения, происходящие сегодня в письменной культуре, формирование письменно-медийной цивилизации, цифровизация основных сфер жизни, становление новой практики – «цифрового» чтения – также нашли отражение в «Словаре», включающем новые, современные понятия.

«Чтение. Энциклопедический словарь» – это систематизированный свод сведений, изложенных в сжатом виде в 371 статье. Расположены все статьи в ­алфавитном порядке, объём которых зависит от наукоёмкости дефиниции, лежащей в их основе. Каждая статья снабжена библиографией, подтверждающей, углубляющей представленную информацию, а также указывается её авторство (соавторство). Краткие сведения об авторах даны в «Приложении 1».

Полагаем, что выпуск данного «Словаря» придаст сильный импульс ­исследовательской работе в этой области. Так, по словам известного учёного А.А. ­Реформатского, «терминология является инструментом, с помощью которого формируются научные теории, законы, принципы, положения».

Надеемся, что издание «Чтение. Энциклопедический словарь» будет интересно научным работникам, преподавателям, учителям, библиотекарям, аспирантам, студентам и т. п. профильных учреждений, а также всем тем, кто видит в чтении «неоценимое сокровище», понимает его огромное значение как для отдельного человека, так и для цивилизации в целом.

Руководитель проекта